Рихард Вагнер: биография, творчество и интересные факты

Краткая биография Вагнера Вильгельма Рихарда

Вильгельм Рихард Вагнер

Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор и дирижер, который оказал большое воздействие на музыкальную культуру Европы. Его произведения отличаются чистотой, гармонией и эпичностью. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Его отец — чиновник, а отчим — актер.

Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.

В 1833-1842 годах Рихард искал себя и пытался заработать деньги. Он был театральным хормейстером и дирижером. Начинающий композитор работал в разных городах: Рига, Магдебург, Лондон. В это время он создал первые произведения. К ним относится увертюра «Фауст», которая звучит на протяжении 12 минут. Также Вагнер написал романтическую оперу «Летучий голландец», состоящую из трех актов. Продолжительность звучания — 2 часа 20 минут.

В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.

В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.

Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.

В 1858 году Вагнер путешествовал по Европе. Он побывал в Париже, Венеции, Вене. В 1864 году композитор добился благосклонности короля. Вагнер переехал в Мюнхен и продолжил создавать музыку. Композитор написал произведение «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это опера в трех действиях, которую считают шедевром. Премьера оперы состоялась в 1868 году. Ее продолжительность — 4 часа 5 минут. Опера отличается выразительной мелодикой и лиричностью.

В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.

В 1882 году зрители увидели и услышали оперу «Парсифаль». Это музыкальная драма в трех актах, которая является последним произведением великого композитора. Ее длительность — 4 часа.

Рихард Вагнер был женат дважды. В первом браке у композитора не было детей. Вторая жена — Франческа Гаэтана Козима Лист, дочь Ференца Листа. В семье появилась дочь Изольда и сын Зигфрид.

Вильгельм Рихард Вагнер скончался 13 февраля 1883 года в Венеции. Причина смерти — сердечный приступ. Композитора похоронили в Байройте.

В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.

.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Личные качества

Такой итог творческой жизни Вагнера ничего не говорит о необыкновенных сложностях в его личной жизни, которые, в свою очередь, оказывали влияние на его оперы. Он был поистине харизматической фигурой, преодолевшей все невзгоды. В Швейцарии композитор жил на пожертвования, которые получал с помощью удивительного коварства и умением манипулировать людьми. В частности, его благополучию способствовало семейство Везендонков, и Матильда Везендонк, одна из многочисленных любовниц Вагнера, вдохновила его на написание «Тристана».

Жизнь композитора после выезда из Саксонии была постоянной серией интриг, полемики, попыток преодолеть равнодушие мира, поисков идеальной женщины, достойной его любви, и идеального патрона, достойным получателем средств которого он мог бы стать. Козима фон Бюлов Лист стала ответом на его поиски совершенной женщины, угодливая и фанатично преданная его благополучию. Хотя Вагнер и Минна некоторое время жили отдельно, он не женился на Козиме до 1870 года, почти десять лет после смерти своей первой жены. На 30 лет младше своего мужа, Козима до конца жизни посвятила себя вагнеровскому театру в Байрейте. Умерла в 1930 г.

Идеальным патроном оказался Людвиг II, который буквально спас Вагнера от долговой тюрьмы и перевез композитора в Мюнхен с почти что карт-бланшем для жизни и творчества. Наследный принц Людвиг Баварский присутствовал на премьере «Лоэнгрина» в возрасте пятнадцати лет. Ему очень понравился Рихард Вагнер – слеза восторга не раз наворачивалась на глаза высокопоставленного почитателя таланта композитора во время выступления. Опера стала основой мира фантазий короля Баварии, в который он часто бежал в своей взрослой жизни. Его одержимость операми Вагнера привела к строительству различных сказочных замков. «Нойшванштайн», вероятно, является самым известным строением, вдохновленным произведениями немецкого композитора.

После своего спасения, однако, Вагнер повел себя настолько оскорбительно со слепо обожающим его молодым монархом, что через 2 года был вынужден бежать. Людвиг, несмотря на свое разочарование, остался верным сторонником композитора. Благодаря его великодушию в 1876 году стал возможен первый фестиваль представлений «Кольца Нибелунгов» в Байрейте.

Несговорчивый Вагнер был убежден в своем превосходстве, а с возрастом это стало его маниакальной идеей. Он был нетерпим к любым сомнениям, любому отказу принимать его и его творения. Все в его доме вращалось только вокруг него, и его требования к женам, любовницам, друзьям, музыкантам и благотворителям были непомерными. Например, Ганслик, выдающийся венский музыкальный критик, стал прообразом Бекмессера в «Мейстерзингерах».

Когда молодой философ Фридрих Ницше впервые встретился с Вагнером, он подумал, что нашел свой путь к богу, таким сияющим и мощным он ему казался. Позже Ницше понял, что композитор гораздо меньше, чем совершенная инкарнация сверхчеловека, каким тот представлялся ему, и с отвращением отвернулся. Вагнер так никогда и не простил Ницше его бегство.

Последние годы.

После торжеств в Байройте Вагнер с семьей совершил путешествие в Италию; он встретился с графом А.Гобино в Неаполе и с Ницше в Сорренто. Когда-то Вагнер и Ницще были единомышленниками, но в 1876 Ницше заметил в композиторе перемену: имелся в виду замысел Парсифаля (Parsifal), в котором Вагнер после «языческого» Кольца нибелунга возвращается к христианским символам и ценностям. Более Ницше и Вагнер не встречались. 

Поздний период философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как Есть ли у нас надежда? (Wollen wir hoffen, 1879), Религия и искусство (Religion und Kunst, 1889), Героизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере Парсифаль. Эта последняя опера Вагнера в соответствии с королевским указом могла исполняться только в Байройте, и такое положение сохранялось до декабря 1903, когда Парсифаль был поставлен в нью-йоркской «Метрополитен-опера». 

В сентября 1882 Вагнер снова отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и один из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы «Ванфрид». Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930). В один год с нею скончался Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную роль в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений. 

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего:

«Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».

Неудача во Франции и возвращение в Германию

В 1837 г. Вагнер стал первым музыкальным руководителем театра в Риге. Два года спустя, узнав о том, что его контракт не будет продлен, под покровом ночи скрываясь от кредиторов и коллекторов, супружеская пара отправилась в Париж, надеясь заработать там состояние. Рихард Вагнер, биография и творчество которого во Франции складывались совсем не так, как он планировал, за время своего пребывания там развил сильную ненависть к французской музыкальной культуре, которая сохранилась у него до конца жизни. Именно в это время Вагнер, испытывая финансовые трудности, продал Парижской опере сценарий «Летучего голландца» для использования другим композитором. Позже он написал другую версию этой сказки. Отвергнутый парижскими музыкальными кругами, Вагнер продолжал борьбу за признание: сочинял музыку на французские тексты, написал арию для оперы Беллини «Норма». Но попытки поставить свои произведения остались тщетными. В конце концов король Саксонии разрешил Вагнеру работать в дрезденском придворном театре, чем и завершилась его парижская биография.

Рихард Вагнер, разочарованный неудачами, в 1842 году вернулся в Германию и поселился в Дрездене, где отвечал за музыку для придворной капеллы. «Риенци», большая трагическая опера в французском стиле, пользовалась скромным успехом. Увертюра из нее популярна до сих пор. В 1845 году в Дрездене состоялась премьера «Тангейзера». Это был первый несомненный успех в карьере Вагнера. В ноябре того же года он завершил написание либретто к опере «Лоэнгрин» и в начале 1846 г. начал писать к ней музыку. Одновременно, плененный скандинавскими сагами, он составил планы к своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов». В 1845 году он подготовил сценарий для первой драмы тетралогии «Смерть Зигфрида», которая позже была переименована в «Сумерки Богов».

Дрезден, 1842–1849.

Воодушевившись полученным известием, чета Вагнеров решила вернуться на родину. В Лейпциге (где им помогло семейство Брокгауз), Мюнхене и Берлине Вагнер встретился с рядом препятствий, а прибыв в Дрезден, обнаружил недовольных оркестрантов, перед которыми партитура Риенци ставила необычные задачи, постановщиков, которым либретто оперы казалось слишком длинным и запутанным, и художников, отнюдь не расположенных тратить деньги на костюмы для никому не известной оперы. Однако Вагнер не сдавался, и его усилия увенчались триумфальной премьерой Риенци 20 октября 1842. Результатом успеха явилось, в частности, сближение Вагнера с Ф.Листом, а также приглашения продирижировать концертами в Лейпциге и Берлине. 

Вслед за Риенци в Дрездене в начале 1843 был поставлен и Летучий голландец. Хотя эта опера выдержала только четыре представления, имя Вагнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843 он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы)

Эта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора из разных городов Германии. Вагнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, справился с нашествием кредиторов – так же, как с предыдущими и последующими инцидентами такого рода. 

Вагнер с семьёй и друзьями в 1881 году

У Вагнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполнять партитуры Бетховена – кумира молодого Вагнера; одновременно он проявлял заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. Он добивался освобождения театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремился к расширению репертуара церковной музыки введением в него творений великого Палестрины. 

Естественно, подобные реформы не могли не вызвать сопротивление, и хотя многие дрезденцы поддерживали Вагнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848 – вскоре после революционных событий в городе – Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста. 

Между тем композиторская слава Вагнера росла и крепла. Летучий голландец заслужил одобрение маститого Л.Шпора, который исполнил оперу в Касселе; она шла также в Риге и Берлине. Риенци был поставлен в Гамбурге и Берлине; премьера Тангейзера состоялась 19 октября 1845 в Дрездене. В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос Песнь о нибелунгах и часто выступал в печати. Благодаря участию Листа – страстного пропагандиста новой музыки – в Веймаре были осуществлены концертное исполнение третьего акта только что законченного Лоэнгрина и постановка Тангейзера в полной (т.н. дрезденской) редакции. 

Бюст Вагнера в Лейпциге

В мае 1849, находясь в Веймаре на репетициях Тангейзера, Вагнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где провел следующие 10 лет. 

Память

  • Памятник (скульптор Стефан Балкенхоль) в Лейпциге. Открыт в мае 2013 года в рамках празднования 200-летия со дня рождения композитора.
  • К 50-летию со дня смерти Вагнера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • В честь Вагнера назван кратер на Меркурии.
  • Имя Вагнера носят улицы в городах Германии, в Риге и Калининграде.
  • Изображен на почтовых марках ГДР и СССР 1963 года.
  • В 2013 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт.
  • В 2013 году в честь 200-летия Вагнера немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль установил 500 разноцветных скульптур Рихарда Вагнера в Байройте, Германия.

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы. Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает. А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.

Вопрос-ответ:

Какой жанр музыки создавал Ричард Вагнер?

Ричард Вагнер создавал оперы, которые относятся к жанру музыкальной драмы. Он также является автором симфонических произведений, музыкальных драматических поэм и камерной музыки.

Какие оперы считаются наиболее известными в творчестве Ричарда Вагнера?

Среди наиболее известных опер Ричарда Вагнера можно назвать «Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Лоэнгрин», «О Зигфриде» и «Зигфрид Идальго».

Какое влияние оказал на творчество Ричарда Вагнера путешествие в Италию в 1860 году?

Путешествие в Италию в 1860 году оказало большое влияние на творчество Ричарда Вагнера. Он был поражен красотой и историческим наследием Италии, и это вдохновило его на написание опер «Тристан и Изольда» и «Мастер-певца Нюрнбергского».

Какое место занимает Ричард Вагнер в истории музыки?

Ричард Вагнер занимает одно из самых значительных мест в истории музыки, благодаря своему вкладу в развитие жанра музыкальной драмы и созданию огромного количества музыкальных произведений.

Какие были основные тематические направления в опере Ричарда Вагнера?

Основными тематическими направлениями в опере Ричарда Вагнера являлись мифология, ремесло и судьба. Он часто использовал мифические и легендарные персонажи в своих оперных постановках, таких как норвежский герой Зигфрид и легендарный рыцарь Парсифаль.

Каким образом наследие Ричарда Вагнера влияет на современную музыку?

Наследие Ричарда Вагнера влияет на многие аспекты современной музыки, включая оперный театр, классическую музыку и музыку кино. Его новаторский подход к сочетанию музыки и драматургии и созданию эффектов звукового поля стал вдохновением для многих композиторов. Многие его оперные произведения по-прежнему пользуются популярностью и были переосмыслены в различных жанрах и стилях.

Творчество

В пятнадцать лет Рихард Вагнер написал свою первую театральную пьесу, а в шестнадцатилетнем возрасте начал сочинять музыку. В 1833 году Вагнер сочинил свою первую оперу «Феи» (по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея»), которая при жизни композитора поставлена не была. В 1835 году написал свою вторую оперу «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру». Премьера состоялась в Магдебурге 1836 году. В 1837 году в Риге, Вагнер развернул активную дирижёрскую деятельность, он исполнял преимущественно музыку Бетховена. Для достижения более полного контакта с оркестром он впервые развернулся лицом к оркестру.

В 1842 году, в Германии, постановка оперы «Риенци» в Дрездене принесла Вагнеру большой успех. 13 апреля 1945 года Вагнер завершил работу над оперой Тангейзер и в этом же году в Дрездене состоялась премьера произведения.

С по 1848 годы Вагнер большое количество времени уделял изучению скандинавской мифологии и германского эпоса, это отразилось в опере «Лоэнгрин» и в текстах опер «Кольцо Нибелунга» и «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В своей теоретической работе «Опера и драма» Вагнер критикует разрыв между драматическим содержанием и музыкой в оперных постановках и призывает к органическому их соединению, то есть созданию музыкальной драмы. Вагнер говорил, что музыка в современной опере сделалась целью, тогда как настоящая цель постановки-драма-превратилась в средство.

Концертные турне по Европе с 1859 года принесли Вагнеру славу одного из лучших дирижёров.

Оперы:

  • Риенци1840 год.
  • Летучий голландец 1841 год.
  • Тангейзер 1845 год.
  • Лоэнгрин 1848 год;
  • Тристан и Изольда 1859 год.
  • Нюрнбергские мейстерзингеры 1867 год.
  • Оперная тетралогия Кольцо Нибелунга (Золото рейна,1854 год; Валькирия, 1856 год; Зигфрид, 1871 год; Гибель богов,1874 год).
  • Парсифаль, 1882 год.

Музыкально-эстетические труды:

  • Художественное произведение будущности, 1848 год.
  • Опера и драма, 1851 год.
  • Искусство и революция

Основные работы

Рихарда Вагнер более всего известен по опере «Кольцо нибелунга»— это цикл из четырех эпических драм — что было обнаружено спустя десятилетия после ее создания. Либретто и музыку к ней он писал несколько лет — с 1848 по 1874 гг.

До этого времени отношение к драмам было иным, ценить их в западной культуре начали гораздо позднее. Одной из причин этому было то, что композиторы и музыкальные руководители и не задумывались о том, чтобы писать продолжения к своим операм. Также большой успех имели такие его произведения, как «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» и «Лоэнгрин». Также с 1849 по 1852 гг. он написал сборник эссе.

Детство и юность

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге, Германия, в семье дочери пекаря, Йоханны Розины, и служащего в полицейском управлении Карла Фридриха Вагнера, который умер от тифа, когда Рихарду было всего шесть месяцев. В семье он был девятым ребенком. После смерти Карла его мать, вместе с детьми, переехала в Дрезден, к другу покойного супруга, Людвигу Гейеру.

У его матери была любовная связь с Гейером, и возможно, она вышла бы за него замуж, но в церкви не смогли документально оформить их брак. Вплоть до достижения им четырнадцатилетнего возраста Рихард был уверен, что Гейер — его биологический отец; он взял фамилию «Вагнер» только после того, как узнал что его биологический отец — Карл Вагнер, а Гейер — его отчим.

Людвиг Гейер очень сильно повлиял на жизнь Рихарда. Гейер был художником, актером и поэтом, и именно он познакомил Вагнера с театром. Но не только отчим привил Вагнеру любовь к театру. Сестры Вагнера были оперными певицами, что также побудило его начать писать оперы и заняться драматургией.

В 1820 г. отчим отправил его учиться в школу пастора Ветцеля в Поссендорфе, где его учил игре на фортепиано учитель латинского языка, который счел его талант «пыткой для музыкальных инструментов». Через год в их семье снова случилось несчастье: умер отчим Вагнера, и его отправили учиться в пансион «Школа Креста». Здесь, вдохновленный 9 — й симфонией Бетховена, Рихард понял, что его истинное призвание — драматургия.

Он был совсем еще юным, когда написал свою первую драму — трагедию «Лойбальд и Аделаида». Но только увидев в 1829 г. на сцене Вильгельмину Шрёдер-Девриент, он понял, как сильна его страсть к написанию музыки и сценариев. В 1831 г. Вагнер поступил в Лейпцигский университет и начал брать уроки у музыкального руководителя Теодора Вайнлига. Вайнлиг был приятно удивлен страстью Вагнера к сочинительству и отказывался принимать оплату за свои уроки.

Биография[править | править код]

Вагнер родился в семье чиновника. Под влиянием своего отчима, актёра Л. Гейера, Вагнер в начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В — гг. вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене положила фундамент к его славе. Годом позже он стал королевским саксонским Хофкапеллмейстером. В Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В  — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». В в Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в . В в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в от сердечного приступа.

Произведения Вагнера[править | править код]

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Ein Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Свадьба (незавершённая) Die Hochzeit Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Лейпциг
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte von Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноименный роман Лейпциг
Зрелые произведения
Фауст (Вагнер) (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноименная новелла Генриха Гейне Париж
Тангейзер Tannhäuser средневековые легенды о Тангейзере Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
Предвечерье. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус —17 августа
1. Валькирия Die Walküre
2. Зигфрид Siegfried Мюнхен
3. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII в. Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт

Личная жизнь Рихарда Вагнера

В 1834 г. композитор познакомился с привлекательной певицей Минной Планер. Минна, чье полное имя было Кристина Вильгельмин, была очень красивой женщиной. Спустя два года он добился её руки, и они поженились.

Минна Планер

Несколько лет жена ездит по разным городам с мужем, но в каждом его ждут разочарования в работе, музыкальные провалы и нужда. Минна не выдерживает и сбегает от мужа, она всегда мечтала о жизни, полной роскоши, а с её любимым эта мечта становилась невозможной.

С деньгами у Вагнера никогда не было порядка. Тем не менее, спустя время, в 1838 г. она возвращается к мужу и вместе с ним уезжает в Лондон, затем в Париж. После этого супруги скитаются по Европе и понимают, насколько они разные: композитор помешан на музыке, а Минна хоть и была певицей, но от искусства была далека. Поэтому со временем они расстаются.

Рихард после многочисленных любовных романов находит свою истинную любовь – Козиму Бюлову (девичья фамилия Лист). Во время знакомства с Вагнером Козима была замужем, но брак не сделал её счастливой, поэтому она почти сразу ответила взаимностью композитору.

Их связь была неприемлема для общества, и пара была вынуждена уехать в Швейцарию. Там Рихард, наконец, познал радость отцовства, у него появилось трое детей: две девочки и мальчик. Только в 1870 г. у возлюбленных получилось узаконить свои узы. 

Вагнер был очень счастлив в этом браке и считал, что это лучшее, что произошло с ним в жизни. 

Продолжение скитаний

Получив политическую амнистию, Вагнер безуспешно пытается найти работу на родине, его скитания продолжаются. Чтобы иметь средства к существованию, он много выступает как дирижер. Так, например, огромный успех имели его концер­ты в России (в Москве и Петербурге), в которых прозвучали симфонии Бетховена и симфонические эпизоды вагнеровских опер. Вместе с тем, дела с постановками вагнеровских произведений на сценах оперных театров не реализуются («Тангейзер» скандально провалился, когда Вагнер пытался его поставить в Париже; драма «Тристан и Изольда» после 77 репетиций в Венском театре была признана неиспол­нимой).

Удивительно, что именно в эту тяжелейшую для композитора пору создается самое оптимистичное его творение – «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сюжет, заимствованный из жизни средневековых ремесленников, обусловил тесную связь с народной немецкой песенной культурой.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов».

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» — эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера — сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» — самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Последний период творчества. Байрёйт.

В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творчес­ких замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном опер­ном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.

В последний период своего творчества Вагнер вернулся к работе над «Коль­цом нибелунга». Он завершил драму «Зигфрид» (3-я драма тетралогии) и написал «Гибель богов» (4-я). Вся тетралогия была целиком исполнена на торжественном открытии байрёйтского театра в 1874 г.

Закономерным завершением творческого пути композитора стал «Парсифаль», отразивший сложную картину мировоззрения позднего Вагнера. «Парсифаль» подвел итог долгим раздумьям художника о судьбах человечества.

Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.

4-я опера – «Летучий голландец», по времени близкая «Риенци», по своему стилю примыкает к следующему, дрезденскому периоду.

В своем завещании композитор запретил постановку «Парсифаля» в течение 30-ти лет после его смерти, где бы то ни было, кроме Байрёйта.

Интересные факты о жизни Ричарда Вагнера

  • Вагнер был одним из самых спорных композиторов своего времени. Его трактат «Еврейская проблема в искусстве» содержал антисемитские взгляды, которые вызвали негативную реакцию многих людей.
  • Вагнер был не только композитором, но и писателем. Он написал несколько драматических произведений, в том числе «Тристан и Изольда», которое было основано на старофранцузской легенде.
  • Вагнер был одним из первых композиторов, написавших симфонию без названия. Его «Симфония №1» была написана в 1832 году и была названа «Симфония до мажор».
  • Вагнер был известен своими инновациями в опере. В частности, он использовал идею «бессюжетной оперы», которая была основана на идее, что мелодии их самих могут передавать эмоции и настроение, без необходимости портретировать конкретных персонажей на сцене.
  • Вагнер был особенно увлечен мифологией. Он считал, что мифы могут быть использованы для того, чтобы передать более глубокий смысл, чем просто повествование о событиях и фактах.

Музыкальный язык

Масштабы видения Вагнера столь же захватывают, как отталкивают его мысли и метафизика. Без музыки его драмы все равно бы остались вехами в истории западной мысли. Рихард Вагнер, музыка которого преумножает значение его творчества во много раз, породил язык, лучше всего представляющий его философию. Он намеревался заглушить сопротивление сил разума музыкальными средствами. В идеале мелодия должна длиться вечно, а голос и текст являются частью ткани, переплетенной с великолепной паутиной оркестровки. Словесный язык, часто очень неясный и синтаксически мучительный, принимается только через музыку.

Для Вагнера музыка ни в коей мере не была дополнением, вплетенным в драму после ее завершения, и была больше, чем упражнение в формальной риторике, «искусство ради искусства». Она связывала жизнь, искусство, реальность и иллюзию в единый симбиотический союз, оказывающий свое собственное магическое воздействие на аудиторию. Музыкальный язык Вагнера призван развенчать рациональное и вызвать беспрекословное принятие убеждений композитора. В вагнеровском прочтении Шопенгауэра музыкальный идеал в драмах – это не отражение мира, но мир сам по себе.

Like this post? Please share to your friends: