Гений Рихарда Вагнера: знаменитые композиторы в истории

Годы нужды.

Спустя месяц благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получил должность репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. Он энергично принялся за дело, продолжая при этом занятия композицией. В лейпцигской «Газете элегантного света» Вагнер опубликовал статью «Немецкая опера», по сути предвосхитившую его более поздние теории, и приступил к сочинению оперы Феи (Die Feen, на сюжет К.Гоцци), первой работе композитора в данном жанре. Однако опера не была принята к постановке в Лейпциге. 

В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился. Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился (хотя выступавшая там знаменитая певица Вильгельмина Шрёдер-Девриент высоко оценила дирижерское искусство Вагнера) и был не прочь подыскать другое место

Он поработал в Кёнигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время уехала от мужа.

Вагнер в молодости, около 1840 года

Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений – увертюры Правь, Британия! (Rule, Britannia) и оперы Запрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Шекспира Мера за меру). После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом. В их доме он впервые прочел роман Э. Булвер-Литтона Кола Риенци – последний трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), который показался ему подходящим материалом для оперного либретто. Он принялся за работу в надежде получить одобрение знаменитого парижского мэтра Дж.Мейербера, ведь Риенци написан в жанре французской «большой оперы», а Мейербер был ее непревзойденным мастером. 

Осенью 1838 Рихард вновь соединился с Минной в Риге, однако театральные интриги вынудили его вскоре покинуть театр. Супруги отправились в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красноречиво повествует в своей автобиографии Моя жизнь (Mein Leben). Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы Летучий голландец (Der fliegende Hollander). Чета Вагнеров провела во Франции два с половиной года (с 20 августа 1839 по 7 апреля 1842). Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоянного заработка, Рихард развернулся в Париже в полную силу.

Рихард и Козима Вагнер, 1872 год

Обаяние, блеск интеллекта обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей. Так, Ф.Хабенек, дирижер парижской «Гранд-Опера», авторитетно засвидетельствовал выдающееся композиторское дарование Вагнера (на того, в свою очередь, произвела глубокое впечатление интерпретация Хабенеком произведений Бетховена); издатель М.Шлезингер дал Вагнеру работу в издаваемой им «Музыкальной газете». Среди сторонников композитора были немецкие эмигранты: специалист по классической филологии З.Леерс, художник Э.Киц, поэт Г.Гейне. Мейербер благосклонно отнесся к немецкому музыканту, а кульминацией парижских лет стало знакомство Вагнера с Г.Берлиозом. 

В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра Фауст (Faust), завершена партитура Риенци, закончено либретто Летучего голландца, возникли замыслы новых опер – Тангейзера (Tanhauser, результат чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и Лоэнгрина (Lohengrin). В июне 1841 Вагнер узнал, что Риенци принят к постановке в Дрездене. 

Музыкальное наследие Ричарда Вагнера

Музыкальное наследие Ричарда Вагнера является одним из самых значимых достижений в истории оперного искусства. Он известен своими грандиозными операми, наполненными драматической музыкой и интенсивными эмоциональными переживаниями.

Вагнер является создателем таких известных опер, как “Парсифаль”, “Тангейзер”, “Тристан и Изольда” и “Нибелунги”. Он изменил правила оперного жанра, создавая так называемые музыкальные драмы, в которых музыка и текст были интегрированы в единое произведение и служили одной цели.

Музыкальный стиль Вагнера оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только в Германии, но и во всем мире. Он стал предвестником новых музыкальных направлений, таких как музыкальный экспрессионизм и даже рок-музыка.

  • Одна из главных особенностей музыкального стиля Вагнера — это использование лейтмотивов. Он связывал каждого героя или идею с отдельной музыкальной темой, которая появлялась каждый раз, когда эта идея появлялась на сцене. Таким образом, он создавал единую музыкальную ткань, объединяющую всех персонажей и проявляющую их эмоции и внутренние переживания.
  • Еще одним важным достижением Вагнера было создание уникального типа оркестровки. Он интенсивно использовал все возможности оркестра и создавал новый звук, богатый последовательными гармоническими движениями, динамическими эффектами и конфликтными мелодиями.

Вагнер считал, что крупные произведения должны быть произведены в один мах, и по этой причине он написал целых 4 оперы о «Нибелунгах», общая длительность которых составляет 16 часов. Его музыка была знаменита своей длиной и интенсивностью, заставляя слушателя вгружаться в сюжет и переживания героев.

Основные вклады

Он внес огромный вклад своим образцовым художественным мастерством в оперные произведения и стихи. Эти навыки до сих пор используются современными композиторами в качестве ссылок в своих произведениях. Его оперная концепция “музыкальная драма” сыграла большую роль в театральных постановках с момента ее появления. Он также сыграл большую роль в написании превосходных произведений в книгах, статьях и музыке, включая хоровые пьесы и многое другое. Он произвел революцию в опере благодаря своей идее Gesamtkunstwerk, также известной как “тотальное произведение искусства”, с помощью которого он синтезировал музыкальное, поэтическое, драматическое и изобразительное искусство с музыкой, вспомогательной для драмы. Творчество Вагнера состоит из 133 произведений, которые включают фрагменты и проекты. В настоящее время большинство его работ находятся в стадии публикации издательством Schott Music, а редактором является Эгон Восс. К 2017 году насчитывается 21 том (57 книг) музыки и десять томов (13 книг), а 3 еще предстоит опубликовать.

Итоги жизни и творчества Ричарда Вагнера

Ричард Вагнер был не только композитором, но и революционером в мире оперы. Его творчество повлияло на многих музыкантов в Европе и во всем мире. Вагнер считал, что музыка должна нести с собой не только эмоции, но и идеи, которые могут изменить мир. Его идеи пронизывают все его оперы и направлены на создание общественного сознания.

Несмотря на то, что Вагнер был очень талантливым человеком, его жизнь была полна сложностей и конфликтов. Он не раз попадал в скандалы и имел непростые отношения с многими людьми, включая своих коллег по цеху. Тем не менее, его работа находит понимание у многих поколений музыковедов и любителей музыки.

Like this post? Please share to your friends: