Жизнь и творчество Рихарда Вагнера: немецкий композитор и драматург

🎭 Один из величайших композиторов Германии — Рихард Вагнер

Безусловно, Рихард Вагнер один из величайших классических композиторов. Но многие его идеи кажутся абсурдными, и даже смешными. Он отчаянно верил, что все евреи мира хотят его погубить, а опера обладает мистической силой, которая способна спасти человечество. Тем не менее, несмотря на несуразность убеждений Вагнера, композитор всегда находил своих поклонников, с удовольствием финансирующих его творчество.

Родился Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге. По официальным данным, отцом Рихарда является Карл Вагнер, умерший спустя несколько месяцев после его рождения. Однако скорый брак, недавно овдовевшей матери на Людвиге Гейре, ставит под сомнение вопрос отцовства.

Отчим, будучи актёром, вдохновил Вагнера театральным искусством настолько, что будущий композитор решил написать пьесу. Но близкие не оценили его шедевра, и Вагнер решил переключиться на музыку. Его целью стало создание оперы, которую он считал наивысшим проявлением искусства. Спустя время Вагнер станет главным представителем новой немецкой школы в музыке и приверженцем идеи «единого произведения искусства».

В 1834 году Вагнер устроился работать дирижером в Магдебурге. Там он познакомился со своей первой женой Христианой Вигельминой (Минной) Планер. Она думала, что с Вагнером обретёт семейное счастье и обеспеченность. Но сильно ошиблась, потому что Вагнер неоднократно оставался без работы и влезал в огромные долги.

В 1842 году в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний трибун». Для композитора это событие стало первым успехом в опере, и принесло ему работу капельмейстера при королевском дворе. Однако эта должность не мешала композитору придерживаться радикальных республиканских взглядов. И когда в 1849 году произошло восстание, Вагнер присоединился к оппозиции. Бунт подавили, и Вагнеру грозили суд и тюрьма. Ему пришлось ретироваться в Веймар, где Лист помог Вагнеру с выездом из страны вместе с женой.

После переезда его брак распался. Он осел в Цюрихе, где и появилась идея цикла «Кольцо нибелунга». Там Вагнер написал две первые части этого произведения — «Золото Рейна» и «Валькирию».

Спустя год состоялась премьера оперы «Тангейзера»(на французском языке) в Париже, которая с треском провалилась, а оперу «Тристан и Изольда» в Вене и вовсе отменили, посчитав сочинение автора слишком сложным. Композитор снова остался без средств к существованию.

Судьба Вагнера сильно изменилась, когда под своё крыло его взял Людвиг II Баварский, обожавший музыку Вагнера. Заняв место на троне, он позвал композитора в Мюнхен, выплатил его долги и обеспечил финансами.

Вагнер поставил королю лишь одно условие: дать работу при дворе своему приятелю Гансу фон Бюлову. Однако за этой просьбой скрывалось не сколь желание помочь фон Бюлову, а скорее желание быть поближе к его супруге Козиме. Людвиг выполнил условие композитора, и супруги фон Бюловы стали жить по соседству с Вагнером. В 1865 году Козима родила дочь, по предположениям от Вагнера.

Народ Мюнхена был возмущён тем, что Людвиг тратит огромные суммы на спектакли Вагнера, к тому же тот имеет влияние на короля. Людвиг попросил Вагнера уехать из города.

Вагнер переехал в Швейцарию вместе с Козимой. В 1867 году у пары появилась на свет ещё одна дочь, а в 1869 году — сын. В 1870 году Козима оформила развод и узаконила свои отношения с Вагнером.

В Швейцарии композитор закончил «Кольцо нибелунга» операми «Зигфрид» и «Гибель богов» Эти оперы стали частями того самого «единого произведения искусства».

Для воспроизведения этого оперного цикла было решено построить специальный театр. Вскоре в Байройте возвели новое здание театра. Первое представление «Кольца нибелунга» состоялось летом 1876 года. Но оно, к сожалению, оказалось убыточным. Как всегда спас ситуацию Людвиг своими щедрыми финансовыми вливаниями.

Постепенно здоровье Вагнера ухудшалось. Несколько зим, из-за более мягкого климата, он провёл в Италии. В 1883 году у Вагнера случился инфаркт, и он умер.

Благодаря Козиме, пропагандирующей творчество Вагнера, его наследие не кануло в Лету. Сейчас поклонники композитора по несколько лет ждут билеты на знаменитый фестиваль в Байройте.

Richard Wagner

Richard Wagner
Composer
Specialty Theatre director, polemicist, conductor
Born May 22, 1813
Died Feb. 13, 1883
Nationality German

Wilhelm Richard Wagner was a famous German composer, polemicist, theater director and conductor. He is best known for his operas. Unlike most opera composers, Richard wrote both libretto and music for each of his stage works. Initially, he established his reputation as a great composer in romantic vein of Meyerbeer and Weber.

Early Life

Richard was born on May 22, 1813, in Leipzig, Germany. He was the ninth child of Carl Wagner, a clerk in the Leipzig police service. Richard’s father died six months after his birth. Soon after, Richard’s mother started living with her late husband’s friend named Ludwig Geyer. After a while, she and her family moved to Geyer’s residence in Dresden. Richard Wagner lived here until he turned 14.

Geyer loved theater and this interest was shared by Richard who took part in his performances. In 1820, Richard was enrolled at Pastor Wetzel’s school near Dresden. Here, he received piano instruction from a Latin teacher. After Geyer’s death in 1821, Richard was sent to a boarding school of Dresdner Kreuzchor, which was paid for by Geyer’s brother.

When Richard turned nine, he was impressed by the Gothic elements of Carl Weber’s opera Der Freischutz. During this time, Richard Wagner entertained ambitions as a playwright. By 1827, the family went back to Leipzig. His first lessons in harmony were taken between 1828 and 1831. In January of 1828, he heard Beethoven’s 7th Symphony and later in March, the same composer’s 9th Symphony.

In 1831, Richard Wagner joined Leipzig University. He became a member of the Saxon student fraternity. Richard also took composition lessons from Thomaskantor Weinlig.

Career Beginnings

In 1833, Richard’s brother managed to get a position for him as a choir master at a theatre in Wurzburg. When he turned 20 that same year, Richard composed his first complete opera entitled Die Feen, which means The Fairies. In 1834, he went back to Leipzig where he held a short appointment as a musical director at the Magdeburg opera house. During this time, he wrote Das Liebesverbot, or The Ban on Love. This composition was based on Shakespeare’s Measure for Measure.

Wagner’s Time in Dresden

In 1840, Richard Wagner completedRienzi. With a lot of support from Giacomo Meyerbeer, this was accepted for performance by the Dresden Court Theatre in 1842. Richard lived in Dresden for the next six years. During his time here, he was appointed the Royal Saxon Court-Conductor. However, his involvement with left-wing politics terminated his stay in Dresden.

Wagner’s Other Works

After leaving Dresden, Richard was unable to enter Germany for the next 11 years due to great political instability. During this time, he wrote Opera and Drama and then started developing his popular Ring Cycle. This work combined literature, music, and visual elements in a way that would anticipate the future of film.

In 1843, Wagner completed The Flying Dutchman, which was considered one of the greatest works of the time. In 1845, Richard Wagner produced Tannhauser and then started working on Lohengrin.

In 1862, Richard Wagner returned to Germany. He was invited by the king to settle in Bavaria. In 1869 and 1870, Richard’s first two operas were presented in Munich.

Death and Legacy

Richard died of a heart attack on February 13, 1883. He was 69 years old and died while on vacation in Venice. His body was shipped back to Bayreuth where he was buried.

Until his final years, Richard’s life was characterized by political exile, poverty, turbulent love affairs and repeated flight from creditors. His controversial music, drama and politics have attracted extensive comment in the recent decade. The effect of his ideas can actually be traced in many arts throughout 20th century. Their influence spread beyond composition to philosophy, visual arts, theatre and literature.

During his lifetime, his work was deeply loved by many and influenced other composers. He was able to revolutionize opera through his concept of Gesamtkunstwerk, which translates to “total work of art.” His compositions, and especially those of later years, are notable for their complex textures, orchestration, rich harmonies and elaborate use of leitmotifs. His musical language composed of extreme use of chromaticism and shifting tonal centers greatly influenced the development of classical music.

Adolf Hitler was also a great admirer of Richard’s music and even saw his operas as an embodiment of his own vision of Germany. Most of his works are still influential to this day.

Timeline

  • 1813 – 1883
    Life of the German composer Richard Wagner.
  • 22 May 1813
    The composer Richard Wagner is born in Leipzig, Germany.
  • Jun 1830
    Richard Wagner enrols at the University of Leipzig to study music.
  • 1833
    Richard Wagner takes up a position as chorus master in Würzburg.
  • 1834
    Richard Wagner composes his opera Die Feen (The Fairies).
  • 1836
    Richard Wagner’s opera Das Lieberverbot (Love’s Interdict or The Ban on Love) premieres in Magdeburg.
  • 24 Nov 1836
    Richard Wagner marries the actress Wilhelmine (Minna) Planer.
  • 1837 – 1839
    Richard Wagnr lives in Riga.
  • 1839 – 1842
    Richard Wagner lives in Paris.
  • 1842
    Richard Wagner moves to Dresden.
  • Oct 1842
    The premiere of Richard Wagner’s opera Rienzi in Dresden’s Hoftheatre.
  • Jan 1843
    Richard Wagner’s opera Der fliegende Holländer (The Flying Dutchman) premieres in Dresden.
  • Oct 1845
    Richard Wagner’s opera Tannhäuser premieres in Dresden.
  • 1849
    Implicated in a popular uprising, Richard Wagner is obliged to flee Dresden for Switzerland.
  • 1849
    Richard Wagner writes his essay Das Kunstwerk der Zukunft (The Artwork of the Future).
  • 1850
    Richard Wagner writes his essay Das Judenthum in der Musik (Jewry in Music).
  • Aug 1850
    Richard Wagner’s opera Lohengrin premieres at the Weimar Court Theatre.
  • 1851
    Richard Wagner writes his essay Oper und Drama (Opera and Drama).
  • 1852
    Richard Wagner conducts an extramarital affair with Mathilde Wesendonk.
  • c. 1865
    Richard Wagner lives in Munich where he receives the patronage of King Ludwig II of Bavaria.
  • Jun 1865
    Richard Wagner’s opera Tristan und Isolde premieres at the Munich Court Theatre.
  • Jun 1868
    Richard Wagner’s opera Die Meistersinger von Nürnberg (The Mastersingers of Nuremberg) premieres in Munich.
  • 1870
    Richard Wagner marries Cosima von Bülow.
  • 1876
    Richard Wagner’s operatic cycle Der Ring des Nibelungen (The Ring) premieres in Bayreuth.
  • 1882
    Richard Wagner’s final opera Parsifal premieres in Bayreuth.
  • 13 Feb 1883
    The composer Richard Wagner dies of a heart attack while in Venice.

Байройтский театр

В течение 1872-1876 гг. по инициативе великого композитора Рихарда Вагнера в г. Байройте строится театр. Композитор принимал активное участие даже в изменениях проекта самого здания. 

Уникальность данного театра привлекает множество посетителей во все времена.

Зрительный зал на 2000 мест выполнен в духе древнегреческого амфитеатра, чтобы сцена была одинаково видна со всех точек. За амфитеатром располагается балкон и ложи.

У самой сцены перпендикулярно боковым стенам находятся перегородки, которые создают эффект эха в зале, и зрителю кажется, что звук идёт не с самой сцены, а всё происходит вокруг.

Оркестровая яма располагается глубоко под сценой, что даёт возможность задействовать в спектакле большой оркестр и в то же время не подавлять голоса певцов. Такая акустическая система делает театр особенным из-за того, что он создаёт своеобразное звучание.

Ещё одной особенностью театра Вагнера были жёсткие узкие сиденья и отсутствие фойе. Зрители перед началом спектакля и в антракте были вынуждены находиться на улице. Возможно поэтому фестивали, проходившие там, длились около месяца – с июля по август.

Najpoznatija djela

Opere:

  • „Vjenčanje“ (Die Hochzeit; 1832. godine)
  • „Vile“ (Die Feen; 1833. godine)
  • „Zabrana ljubavi“ (Das Liebesverbot; 1836. godine)
  • „Rijenci“ (Rienzi; 1837. godine)
  • „Holanđanin lutalica“ (Der fliegende Holländer; 1843. godine)
  • „Tanhojzer“ (Tannhäuser; 1845. godine)
  • „Loengrin“ (Lohengrin; 1848. godine)
  • „Tristan i Izolda“ (Tristan und Isolde; 1859. godine)
  • „Majstori pjevači iz Nirnberga“ (Die Meistersinger von Nürnberg; 1867. godine)
  • „Prsten Nibelunga“ (Der Ring des Nibelungen), sastavljen iz sljedećih opera:
  • „Rajnsko zlato“ (Das Rheingold; 1854. godine)
  • „Valkira“ (Die Walküre; 1856. godine)
  • „Zigfrid“ (Siegfried; 1871. godine)
  • „Sumrak bogova“ (Götterdämmerung; 1874. godine)
  • „Parsifal“ (Parsifal; 1882. godine)

Instrumentalna muzika:

  • „Fantazija u fis-molu“(1831. godine)
  • „Klavirska sonata u be-duru“ (1831. godine)
  • „Klavirska sonata u a-duru“ (1832. godine)
  • „Klavirska sonata u as-duru“ (1853. godine)
  • „Carski marš“ (Kaisermarsch; 1871. godine)
  • „Američki stogodišnji marš“ (1876. godine)

Eseji:

  • „Opera i drama“ (Oper und Drama; 1851. godine)
  • „Jevrejstvo u muzici“ (Das Judenthum in der Musik; 1850. godine)
  • „Moj život“ (Mein Leben; 1911. godine)
  • „Umjetnost i revolucija“ (Die Kunst und die Revolution; 1850. godine)
  • „Umjetničko djelo budućnosti“ (Das Kunstwerk der Zukunft; 1850. godine)

Интересные факты

Доподлинно известно, что Рихард был любимым композитором Гитлера, за что многие его недолюбливали. Есть и другие интересные факты из его биографии:

  • Существует предположение, что отчим мальчика Людвиг Гейер был его настоящим отцом.
  • Всю жизнь композитор боялся чертовой дюжины и всячески избегал числа 13.
  • Несмотря на свой невероятный талант в музыке, он абсолютно не умел петь.
  • Ходили слухи, что один из вокалистов Вагнера во время репетиции оперы «Тристан и Изольда» потерял голос и сошел с ума.
  • Младший сын Вагнера был назван в честь героя последней части оперы «Кольцо Нибелунга» — Зигфридом.
  • Идея оперы «Летучий Голландец» была навеяна легендой, которую рассказывали Вагнеру моряки во время его бегства из Германии в Швейцарию.
  • Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофбия, а также то, что он был одним из предшественников антисемитизма XX века.
  • Умер Вагнер 13 февраля.

Sources

See also:
  • Richard Wagner on Wikipedia, The Free Encyclopedia
  • Richard is mentioned in the book ‘BOOSEY & HAWKES: THE PUBLISHING STORY’ written by Helen Wallace.’Boosey & Hawkes, the Publishing Story’ by Helen Wallace-1
  • Beth Britten’s biography of her brother Benjamin Britten the composer, entitled ‘My Brother Benjamin’, published by The Kensal Press in 1986 (ISBN 0-946041-40-7), includes extensive family trees. Hundreds of friends, professional connections and people in the ‘music world’ are also mentioned in the text.’My Brother Benjamin’ by his sister Beth Britten
  • ‘Virginia Woolf’ a biography by her nephew Quentin Bell, published by The Hogarth Press, Pimlico, London in 1996. ISBN 0 7126 7450 0, includes extensive family trees. Hundreds of friends, professional connections and people in the ‘Bloomsbury set’ are also mentioned in the text.’Virginia Woolf’ a biography by her nephew Quentin Bell

Station: Wartburg Eisenach

Um 1067 von Ludwig dem Springer gegründet ++ größtenteils im 19. Jahrhundert unter Einbeziehung weniger erhaltener Teile neu gebaut ++ mittelalterliche Burgkapelle ++ UNESCO Weltkulturerbe ++ Martin Luther hielt sich hier vom 4. Mai 1521 bis zum 1. März 1522 auf ++ Übersetzung des Neuen Testaments ins Deutsche in einer bescheidenen Zelle im Vogteigebäude ++ Ort des angeblichen Dichterwettstreits am Hof des Landgrafen Hermann I. um 1200 mit den Protagonisten Wolfram von Eschenbach, Walther von der Vogelweide, Klingsor, Heinrich von Ofterdingen ++ Novalis mehrmals auf der Wartburg, lässt sich zu seinem ab 1800 entstandenen Romanfragment “Heinrich von Ofterdingen” anregen ++ Richard Wagner dramatisiert den Dichterwettstreit in der Oper “Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg” ++ Sammlung zu Lucas Cranach d. Ä. ++ Hochzeitsburg ++ Hochzeitsschloss (Standesamtliche Trauung im Romantic Hotel) ++

  • GPS-Koordinaten: 50.966342, 10.306342
  • Adresse: Auf der Wartburg 1, 99817 Eisenach
  • Telefon: +49 3691 2500
  • eMail: info(at)wartburg.de
  • Website
  • Reisezeit: ganzjährig

Тетралогия «Кольцо нибелунга»

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра.

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX-XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде-Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.

Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его

Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего», «социалистом-искупителем».

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 –
обличение жажды власти и богатства

. В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2
– осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов.

Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3
христианская идея искупления

через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.

«Золото Рейна»

относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия»

– лирическая драма, «Зигфрид»

– героико-эпическая, «Закат богов»

– трагедия.

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов

. Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье).

Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных.

Рихард Вагнер – одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи существенно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как гениальный композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, публицист и знаток театрального жанра. Благодаря его титаническим усилиям, масштабному размаху творческой мысли и неимоверной воле, ему удалось не просто создать ряд величайших произведений, но и в значительной мере преобразовать мир искусства.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» – эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» – опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» – рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте – 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера – сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» – самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Station: Semper Oper Dresden

Opernhaus ++ 1838 bis 1841 errichtet ++ Architekt Gottfried Semper (Richard Wagner nahm Einfluss auf die ideale Theaterarchitektur) ++ neues königliches Hoftheater ++ der Rundbau in den Formen der italienischen Frührenaissance ++ zweiter und dritter Bau nach Zerstörungen ++ 1968–1976 Wiederaufbau ++ markiert eine Wende in der DDR-Architektur ++ Aufbau historischer Gebäude ++ Opernhaus der Sächsischen Staatsoper Dresden, die als Hof- und Staatsoper Sachsens eine lange geschichtliche Tradition hat ++ Konzertort der Sächsischen Staatskapelle ++ Uraufführungen von Richard Wagner (u. a. “Der Fliegende Holländer”, 1843; “Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg”, 1845) und Richard Strauss ++

  • GPS-Koordinaten: 51.05509, 13.73447
  • Adresse: Theaterplatz 2, 01067 Dresden
  • Telefon: +49 351 49110
  • Website
  • Reisezeit: ganzjährig

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Early life

Wilhelm Richard Wagner was born on May 22, 1813, in Leipzig, Germany,
into a middle-class family. Raised along with eight siblings, his
father, Friedrich, died shortly after Richard’s birth, and within
the year his mother, Johanna, married Ludwig Geyer. There is still some
controversy as to whether or not Geyer, a traveling actor, was
Wagner’s real father. As a child, Wagner showed little talent or
interest in anything except for writing poetry.

Wagner’s musical training was largely left to chance until he was
eighteen, when he studied with Theodor Weinlig in Leipzig, Germany, for
a year. He began his career in 1833 as choral director in Würzburg
and composed

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
  • Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
  • По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопенгауэра, что нашло отражение в его своеобразном творчестве.
  • Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с К.фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.
  • Композитор был известен своим “полным погружением” в творчество. Это привело к тому, что во время исполнения второго акта оперы “Тристан и Изольда” в мюнхенской опере, дирижирующего Вагнера поразил сердечный приступ.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Биография Вагнера

Вильгельм Рихард Вагнер появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге. Он рос в семье полицейского Карла Фридриха и его жены Йоханны Розины. У своих родителей он был младшим из 9 детей.

Первая трагедия в биографии Вагнера произошла еще в младенческом возрасте, когда от тифа скончался его отец. В результате семья столкнулась с серьезными материальными трудностями. Позже его мать повторно вступила в брак с актером Людвигом Гейером.

Благодаря стараниям отчима Рихард начал проявлять живой интерес к музыке. В результате, в юношеском возрасте он задался целью начать писать музыкальные произведения. Однако вскоре Вагнер осознал, что ему недостает знаний.

Это привело к тому, что Рихард стал учить теорию музыки под руководством Теодора Вайнлига, который был кантором в церкви.  В 1831 г. он продолжил обучение в Лейпцигском университете. В последующие годы биографии он часто испытывал материальные трудности, не переставая совершенствовать свои музыкальные навыки.

First works

Wagner wrote his first opera,

Die Feen

(The Fairies), in 1833, but it was not produced until after the
composer’s death. He was music director of the theater in
Magdeburg from 1834 to 1836, where his next work,

Das Liebesverbot

(Forbidden Love), loosely based on William Shakespeare’s
(1564–1616)

Measure for Measure

was performed in 1836. That year he married Minna Planner, a
singer-actress active in local theatrical life.

In 1837 Wagner became the first music director of the theater in Riga,
Russia (now the capital of Latvia), where he remained until 1839. He
then set out for Paris, France, where he hoped to make his fortune.
While in Paris, he developed an intense hatred for French musical
culture that lasted the remainder of his life, regardless of how often
he attempted to have a Parisian success. It was at this time that
Wagner, in financial desperation, sold the scenario for

Der fliegende Holländer

(The Flying Dutchman) to the Paris Opéra for use by another
composer. Wagner later set to music another version of this tale.

Влияние Вагнера на музыку

Вагнер оказал существенное влияние на мировую культуру. Еще в детстве его путь был предопределен — выбор юноши пал на оперу, и он ему не изменял. В раннем своем творчестве он был приверженцем романтизма, но с возрастом вносил все больше реформ в оперное искусство.

Одной из таких реформ стала реструктуризация всего оперного действия. От законченных сцен и арий Рихард пришел к цикличным распевным монологам и диалогам главных героев. Действия в опере стали еще более театрализованными и активными, что, несомненно, вовлекало зрителя в процесс с еще большей силой. Отчасти это и принесло немецкому композитору такую популярность.

Еще одна значительная его реформа — изменения в оркестре. Вагнер был первым, кто повернулся лицом к музыкантам во время дирижирования; также он внес изменения в роль рук при управлении оркестром — правая задавала темп и ритм, левая побуждала тот или иной инструмент к вступлению.

В репертуаре композитора 13 опер, из них 8 стали классикой. Также он написал некоторые менее масштабные музыкальные произведения, большое количество статей и мемуаров. Среди наиболее известных опер:

  • «Феи»;
  • «Риенци»;
  • «Летучий голландец»;
  • «Тангейзер»;
  • «Лоэнгрин»;
  • «Золото Рейна»;
  • «Тристан и Изольда»;
  • «Нюрнбергские мейстерзингеры»;
  • «Кольцо Нибелунгов»;
  • «Парсифаль».
Like this post? Please share to your friends: