Философия и музыка: взаимосвязь в творчестве Ницше и Вагнера

Дело Вагнера

Ницше написал это «облегчение» с подзаголовком «Проблема музыкантов» в сентябре 1888 года и уже в предисловии ясно дал понять, что он был ребенком декадентского времени, но, в отличие от Вагнера и Шопенгауэра, он был «своим». Болезнь », защищает от нее, а теперь через« самопреодоление »- весь« факт того, что на вас не обращают внимания с огромного расстояния ». Свои критические замечания он начинает со сравнения «милой» музыки Кармен» Жоржа Бизе , олицетворяющей светлый и этот мир, и тяжелой знойной атмосферы Вагнера («водяной пар»).

Критика Ницше Вагнера многослойна, и, хотя она была вызвана в первую очередь его поздней работой (« Парсифаль» ), теперь он также применил ее к более ранним произведениям и Кольцу нибелунга , которое он прославил в « Несвоевременных размышлениях» . Как бывший «ученик» Шопенгауэра (Шопенгауэр как педагог), который позже выступал против пессимизма своего учителя, Ницше анализировал свое влияние на Вагнера. Хотя Вагнер, как революционный мыслитель, впервые увидел зло мира в договорах, законах, учреждениях – договорный мотив в кольце – его взгляд на мир позже изменился, и христианские мотивы искупления заняли центральное место. Отныне многие персонажи Вагнера должны были быть «искуплены». После «Götterdämmerung старой морали» «корабль» Вагнера «счастливо шел по этому пути» (оптимизма) долгое время, пока не наткнулся на «риф» философии Шопенгауэра. Затем он перевел кольцо на язык Шопенгауэра: «Все в мире идет не так, и все погибает». Итак, только ничто, вымирание, «Götterdämmerung» искупление – и это ничто теперь непрерывно прославляется Вагнером. Ницше несколько раз повторяет, что Вагнер – художник « декаданса »:

Я далеко не безобидно смотрю, когда этот декадент портит нам здоровье – да и музыку тоже! Вагнер вообще человек? Разве это не болезнь?

В его искусстве самым соблазнительным образом смешано то, что больше всего нужно миру: жестокое, искусственное и невинное (идиотское). Его музыка – разорение и нацелена «на нервы». В ходе своих замечаний Ницше усиливается, с одной стороны, в «разглагольствовании тирад» и описывает Вагнера как величайшего актера, с другой стороны, как гения, который «неизмеримо увеличил способность музыки говорить». Он не хочет ничего, кроме «эффекта». Он с сарказмом заявляет:

Все, что может сделать Вагнер, ему никто не подражает, никто ему не подражает, никто не должен подражать ему … Вагнер божественен!

Ницше как средство от Вагнера

Это вторая часть. Начало в посте Как я болела Вагнером.

Книга Марины Раку окончательно погрузила меня в мир Вагнеровской музыки, страстей, историю семьи и рода, но там же неожиданно нашлась заветная дверка с выходом в другой волшебный сад.

Но главным моим увлечением тогда стал Ницше.

Истину нельзя понять, её можно только пережить.

Занятные картинки Меня лично сильно занимал момент разрыва Вагнера и Ницше. В книге Марины Раку история отношений изложена довольно подробно с цитатами из дневника Козимы – жены композитора, которая тщательно фиксировала всё, что связано с Вагером, с фрагментами текстов из трудов самого Ницше.

Слушать Рихард Вагнер. Вступление к опере Парсифаль Хронометраж 12:45Оркестр Байрейтского фестиваля, дир. Ханс Кнаппертсбуш

Но публикация интересна в первую очередь именно рассказом об этом комиксе, об авторах – Мишеле Онфре и Максимилиане Ле Руа, истории возникновения и о работе над проектом.

В основу комикса положен сценарий документального фильма о Ницше, который задумал Мишель Онфре (M. Onfray) – один из самых модных сегодня французских интеллектуалов. Nietzsche, se créer liberté на официальном сайте Мишеля Онфре.

Здесь материалы об авторе рисунков – Максимилиане Ле Руа (MAXIMILIEN LE ROY), видео-интервью с Мишелем Онфре, (фр.) Можно пролистать несколько страничек книги, собрано как слайдшоу.

Владеющие французским при желании могут приобрести Nietzsche se créer liberté за 18,99 €.

Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Бизе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать ещё лучше? — Я зарываюсь моими ушами ещё и под эту музыку, я слышу её причину. Мне чудится, что я переживаю её возникновение — я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Бизе неповинен. — И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове… Заметили ли, что музыка делает свободным ум? Даёт крылья мысли? Что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? — Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силён для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. — Я определил только что философский пафос. — И неожиданно ко мне на колени падают ответы, маленький град из льда и мудрости, из решённых проблем… Где я? — Бизе делает меня плодовитым. Всё хорошее делает меня плодовитым. У меня нет другой благодарности, у меня нет также другого доказательства для того, что хорошо. (у меня в печатном издании так – хорошо, в эл. книге – хороню)

Слушать сочинения Ницше: Пьеса для фортепьяно (Klavierstuck ) Хронометраж 2:03Венгерский марш (Ungarischer Marsch) Хронометраж 1:30Da geht ein Bach “Да гет ейн бах”. Песня, текст Клауса Грота (Хронометраж 1:30)Другие сочинения Ницше, а так же подробный комментарий к каждому произведению и вводная статья.

Постраничные сканы статьи. Кликабельно.

Чтобы крепче спать

  • История создания твиттера кратко

      

  • Великая депрессия и пути выхода из нее кратко

      

  • Значение фразеологизма переливать из пустого в порожнее кратко

      

  • В ф уткин кратко

      

  • Резонанс это кратко в русском языке

Философия страдания…

Зильс-Мария, Швейцария. Ницше уехал раздавленный. Его книги не имели успеха, он сильно болел и думал о самоубийстве.

В марте 1882 года он писал: «По существу неподвижная черная меланхолия. Я не понимаю, зачем мне жить даже полгода».

Он понимал, что это проверка его способностей принимать страдания и преодолевать их.

Находясь в таком депрессивном состоянии, Ницше начал работу над новой книгой, все-таки став алхимиком. Он считал её своим ключевым произведением. Это «Так говорил Заратустра».

Заратустра

Личность этого пророка вдохновляла композиторов вроде Рихарда Штрауса и писателей, начиная от Джойса и Кафки, и заканчивая Йейтсом и Камю.

Ницше называл свой роман «Пятым Евангелием». В книге повествуется о духовных исканиях загадочного философа по имени Заратустра. В романе Ницше представил одну из своих самых амбициозных идей, идею об уберменше, или сверхчеловеке.

Роман – это аллегория о преодолении себя. Образ Заратустры перекликается с личностью самого Ницше. Заратустра был пророком, который спустился с гор, чтобы рассказать жителям деревни о великом событии – смерти Бога.

Христианство с его абсолютными моральными законами более не актуально. Нужно ответить на вопросы. Что такое человек? И что значит, жить как человек? Ответить по-новому. Но Заратустру никто не слушал.

Идея сверхчеловека – уберменш

Ницше пытается ответить на этот вопрос сквозь призму образа сверхчеловека – супермена. Это не новый вид, тем более, не какая-то сверхраса. Сверхчеловек – это существо, которое не зависит от недостоверных целей, навязанных ему обществом, семьей, религией. Он достигает своих собственных целей.

Достижение этих целей Ницше считал невероятно сложной задачей. Нет ни планов, ни инструкций. Сверхчеловек прекрасно понимает, что его собственные цели не являются глобальными или универсальными. Тем не менее, он привержен им и стремится к их достижению.

Сверхчеловек осознает, что ответственность за процесс создания жизни и радость от этого процесса лежит не на Боге, а на нем самом.

Создавая свой роман, Ницше не только переосмыслил собственную жизнь в контексте страданий, он начал понимать, что через страдания можно раскрыть трудный для понимания секрет счастья.

Что Ницше считал счастьем? Традиционно принято считать счастье как противоположность боли и горести. Он считал иначе. Счастье – это стремление к цели, страдание, которое человек испытывает на этом пути.

Если вы взлетите на вершину высокой горы на вертолете, вы не станете счастливым, а вот если вы потратите две недели на то, чтобы зайти туда, преодолев всевозможные препятствия и претерпев лишения, это и будет одной из составляющих счастья.

То есть боль неотделима от счастья? Боль – обязательное условие для счастья.

По ту сторону добра и зла

Счастья в любви Ницше не обрел, однако он преобразовал свое отчаяние в работу. Его видение нашло отклик у многих художников и мыслителей. Он стал живым свидетелем своей идеи о вечном возвращении.

Он обратился от потери смысла, вызванного убийством Бога, к кризису оставшихся ценностей.

Ницше продолжил свое путешествие, хотя ему становилось все хуже. Однако это не остановило его от написания крамольного труда «По ту сторону добра и зла».

Сам Ницше считал книгу ужасной. Он отзывался о ней как о каракатице, оспаривавшей тёмные реалии, открытые наукой его времени. Он нигде не мог ее опубликовать и в итоге издал за свой счет. Когда в 1886 книга вышла в свет, критики сочли ее взрывоопасной.

Эта книга, как впрочем, и следующая – «Генеалогия морали», были пропитаны негативным отношением Ницше к жизнестойкости христианских ценностей. Несмотря на то, что многие его современники отрицали религию, они признавали ее ценности. Для Ницше это была катастрофа.

Для него они не просто были лишены божественного духа. Они угрожали будущему человечества.

литература

  • Джорджио Колли, Маццино Монтинари: Фридрих Ницше, издание Critical Study . Мюнхен 1999. ISBN 3-110-16598-8
  • Иво Френцель: Фридрих Ницше . Гамбург 1966. ISBN 3-499-50634-3
  • Керстин Декер: Ницше и Вагнер, История отношений любви и ненависти (2012)
  • Иоахим Кёлер: Фридрих Ницше, Козима Вагнер . Гамбург 1998. ISBN 3-499-22614-6
  • Николас Мартин: Ницше против Вагнера: «Как я избавился от Вагнера» , в: Nietzscheforschung 2 (1995), стр. 267–273.
  • Андреас Шейб: Кармен Ницше. Заметки об аберрации в: Nietzsche Studies 37 (2008), 249–254.
  • Карл Шлехта: Фридрих Ницше, работает . Электронная библиотека Берлина. ISBN 3-89853-431-6
  • Андреас Урс Зоммер : Комментарий к «Антихристу» Ницше. Ecce homo. Дионис дифирамбы. Ницше против Вагнера (= Гейдельбергская академия наук (ред.): Исторический и критический комментарий к работам Фридриха Ницше, том 6/2), Берлин / Бостон: Вальтер де Грюйтер 2013. ( ISBN 978-3-11-029277-0 ) (новый стандартный комментарий, подробно комментирует каждый отдельный отрывок и сравнивает его с более ранними текстами, использованными Ницше).
  • Андреас Урс Зоммер: Ницше против Вагнера , в: Стефан Лоренц Зоргнер, Х. Джеймс Биркс, Николаус Нёпффлер (ред.): Вагнер и Ницше. Культура – работа – эффект. Эйн Хандбух , Райнбек в Гамбурге, 2008 г., стр. 441–445.
  • Эллиотт Цукерман: Ницше и музыка. «Рождение трагедии» и «Ницше против Вагнера» , в: Симпозиум 28/1 (1974), стр. 17-30.

Рихард Вагнер и Фридрих Ницше

Рихард Вагнер около 1864 г.

Отношения Вагнера-Ницше были двойственными. Будучи молодым профессором из Базеля, Ницше с энтузиазмом относился к Вагнеру, который был на 31 год старше его, и с мая 1869 года регулярно навещал его в Трибшене . Он восхищался и обожал Вагнера, как и его молодая жена Козима. В свою очередь, Вагнеры приняли Ницше как сына. Многие письма того времени свидетельствуют о более чем дружеских отношениях. Вот как 24-летний Ницше писал своему другу Эрвину Роде после первой встречи с Вагнером в Лейпциге:

До и после стола Вагнер играл все важные партии «Мейстерзингера», в котором он имитировал все голоса и был очень буйным. Потому что он изумительный и пылкий человек, который очень быстро говорит, очень забавен и делает очень личное общество очень веселым. Тем временем я долго разговаривал с ним о Шопенгауэре . Мне было приятно слышать, как он говорит о нем с неописуемой теплотой, о том, что он ему был обязан, как он был единственным философом, осознавшим сущность музыки. После этого он зачитал отрывок из своей биографии, который сейчас пишет, чрезвычайно восхитительную сцену из его студенческой жизни в Лейпциге, о которой я не могу думать сейчас без смеха; Кстати, пишет он чрезвычайно умело и остроумно.

Ницше в роли артиллериста, 1868 г.

Вагнер намеревался привлечь Ницше к организации первого Байройтского фестиваля . Ницше был не прочь и написал несколько положительных статей и эссе, в том числе а. Вагнера в Байройте . В день 60-летия Вагнера Ницше писал:

Возлюбленный Учитель, теперь у немцев действительно два поколения – и, безусловно, многие, как я и мои друзья, отмечают следующий День Вознесения как день вашего земного путешествия, в то же время говоря себе, какова участь каждого из них. Странствующий по земле гений будет, во многом он действительно напоминает путешествие в ад (…) Кем бы мы были, если бы нам не разрешили иметь вас, и кем бы я был, например (как я чувствую каждую секунду), кроме мертворожденного существа ! Я всегда вздрагиваю при мысли, что, может быть, я бы держался отдельно от тебя: а тогда действительно не стоило жить, и я даже не знаю, что мне делать со следующим уроком. Теперь я понял одну вещь: в какой-то момент немцы должны будут начать формировать для вас «аудиторию»: и я желаю вместе с моими друзьями быть включенными в эту аудиторию.

По причинам личного или идеального характера, которые еще не были четко прояснены (удаление Вагнера от прежних идеалов, возврат к христианскому символизму с Парсифалем или упадок Байройта), отношения охладились и разошлись с последней встречей в сентябре 1876 года в Сорренто. С тех пор переписки не было, а писали друг над другом. Только после смерти Вагнера в 1883 году – как говорят, в результате Ницше сильно пострадал – Ницше смог (очевидно) освободиться от Вагнера и теперь критиковал его все более жестко.

Козима Вагнер и Ницше

По сей день об отношениях было много разговоров. Ницше встретил в Трибшене Козиму Вагнер чуть постарше, когда она уже была тяжело беременна своим сыном Зигфридом, а также останавливался в Трибшене, когда ребенок родился в июне. В первую очередь Козима переписывалась с Ницше и, очевидно, была для него таким же компетентным партнером в дискуссии, как и ее муж. Ницше написал ей несколько стихов и сочинил для нее. Позже он назвал ее своей «Ариадной», как в стихотворении «Оплакивание Ариадны». С другой стороны, позже он обвинил ее в том, что она отрицательно повлияла на его кумира Рихарда Вагнера, потому что культурный революционер, которым он восхищался,, по его мнению, «пополз на крест». Козима, его католические «оковы», мог быть виновен только в том, что «развратил» его и «исповедовал идолопоклонство». Его глубокий комментарий, часто неверно интерпретируемый как якобы критика Парсифаля :

Козима Вагнер в Лондоне в 1877 году

Кого надоели все оковы,
Безмятежный, необузданный дух,
Всегда более победоносный и все же связанный,
Все больше и больше грязных, все более рваных,
Пока не выпил яд из всякого бальзама –
Больно! Что ты тоже на кресте утонул,
Ты тоже! Ты тоже – победил!
Я стою задолго до этого зрелища
Дышащая тюрьма, горе и обида и могила,
Между облаками ладана, церковным ароматом,
Странно для меня, ужасно и страшно для меня.
Я подбрасываю в воздух шапку дурака, танцуя,
Потому что я выросла!

Ницше еще яснее в своей работе «Дело Вагнера» :

Вагнер искупил женщину; женщина построила для него Байройт. Полная жертва, полная преданность: у вас нет ничего, что вы бы ему не дали. Женщина становится бедной в пользу хозяина, она становится трогательной, она стоит перед ним обнаженной. – Женщина Вагнера – самая изящная двусмысленность на сегодняшний день: она воплощает дело Вагнера, в своем символе побеждает его дело. Ах, этот старый разбойник! Он отнимает у нас наших молодых людей, он отнимает у нас наших женщин и затаскивает их в свою пещеру … Ах, этот Минотавр!

Когда Ницше был помещен в санаторий Йены после его обрушения, там была записана его поговорка: «Моя жена Козима Вагнер привела меня сюда». Позже в его имении было найдено несколько черновиков писем Козиме Вагнер.

Датировано 3 января 1889 г. (день его обрушения):

За принцессу Ариадну, мои возлюбленные.
Это предубеждение, что я человек. Но я часто жил среди людей и знаю все, что люди могут испытать, от самого низкого до самого высокого. Я был Буддой среди индейцев, Дионисом в Греции – Александр и Цезарь – мои воплощения, а также поэт лорда Шекспира Бэкона. В конце концов, я был Вольтером и Наполеоном, может быть, и Рихардом Вагнером … Но на этот раз я пришел как победоносный Дионис, который сделает землю праздником … Не то чтобы у меня много времени … Небеса счастливы, что я здесь … Я тоже висели на кресте …

Датировано примерно 25 декабря 1889 г .:

Дорогая мадам,… по сути, единственная женщина, которую я обожал… пожалуйста, примите первую копию этого Ecce homo. По сути, он плохо обращается со всем миром, за исключением Рихарда Вагнера – и Турина тоже. Мальвида также появляется как Кундри … Антихрист.

Наука или Бог

Ницше жил в эпоху, когда Европа переживала невиданные перемены. Авторитет церкви оспаривался, научные достижения подвергали веру сомнениям.

Такие люди, как Фрейд, Маркс и Ницше, смогли открыто высказывать идеи, за которые еще недавно их сожгли бы на костре. Они стали вестниками нового мира.

В 1882 году один из величайших мыслителей своей эпохи предсказал кризис, которому, по его мнению, еще не было равных. Его причиной он назвал не что иное, как убийство Бога.

Эти беспощадные слова принадлежат Фридриху Ницше. Он предрекал всплеск неверия в религию, которая грядет по всей Европе. Ницше не зря так описал гибель Бога. Он хотел показать, насколько ужасными будут последствия этого кризиса веры.

Выразившийся так обескураживающе жестоко, Ницше хотел показать, что без божественного авторитета общество утратит веру в моральные ориентиры, которые две тысячи лет поддерживали человечество.

Ницше провозгласил свободу человека от Бога. Его власть над собственной судьбой, не ограниченная божественным законом. Человечество было свободно или обречено создавать собственные ценности.

Однако мыслителя терзало осознание того, что за эту свободу люди заплатят ужасную цену. Отказ от веры повлечет пустоту и осмысленность существования. Именно с этим Ницше пытался бороться всю свою жизнь.

Детство Фридриха Ницше

Рекен, Германия. По иронии судьбы детство человека, впоследствии называвшего себя антихристом, прошло в очень набожной семье.

В 9 лет Фридрих впервые услышал ораторию Генделя «Мессия». Он вспоминал, что в тот момент ему хотелось присоединиться к ангельскому хору, сопровождающему вознесение Христа.

Человек, который всю свою сознательную жизнь низвергал идеалы христианства, появился на свет в семье лютеранского пастора. В самой колыбели протестантизма.

Фридрих Вильгельм Ницше вырос в деревне Рекен на севере нынешней Германии. В детстве он был религиозен. Ницше появился на свет в семье простого пастора Карла Людвига. Родители мальчика были очень набожными.

Ранние годы Ницше были совершенно безоблачными. Вслед за ним, спустя два года, в семье появилась сестренка Элизабет, а ещё через год – брат Йозеф. Однако осенью 1848 года, когда Фридриху было 4 года, его детский мирок рухнул.

Необратимая болезнь головного мозга приковала к постели главу семейства, постепенно лишив его зрения и причиняя невыносимые страдания. Через год отца не стало, а в памяти Фридриха этот момент запечатлелся на всю жизнь. Подростку волей-неволей пришлось повзрослеть. Чего стоит описание сыном траурной церемонии в приходе, где служил Карл Людвиг:

Именно тогда юный Ницше задумался: разве справедливо, что Создатель послал такие мучения своему верному слуге?..

Образование и сомнения Ницше по поводу существования Бога

Так юный Ницше ступил на стезю сомнений. Но несмотря на все переживания в 1864 году в возрасте 20 лет юноша поступил в Бостонский университет на филологический факультет.

Он всерьез подумывал стать пастырем. Однако Фридрих попал под влияние противоречивого нового метода изучения Библии – библейской критике.

Сторонники этого метода придерживались скандальной теории о том, что всё, что описано в священной книге, – не более чем миф. Они ставили под сомнение подлинность священного писания. Это полностью изменило мировоззрение Ницше.

Если потеряв отца, в душе Фридриха закрался червь сомнений насчет божьего промысла на уровне чувств вследствие тяжелой утраты, то приверженцы библейской критики породили сомнения умственные, интеллектуальные. Протестантская семья не поняла и не приняла его позиции.

Так, в Светлый день он вдруг заявил, что не желает принимать участия в пасхальном богослужении, а ведь мать видела сына священником в своих мечтах. Набожная сестра, для которой старший брат всегда был примером, не могла оправиться от потрясения. Но он ни в коем случае не собирался причинять боль или даже просто расстраивать близких людей.

Ницше подверг тщательному анализу моральные убеждения и религиозные верования, которые внушали ему с детства. Теперь он изучал христианство не как веру, а в качестве опасной силы, несокрушимо отрывающей человека от реального мира.

Like this post? Please share to your friends: