Рихард Вагнер: краткая, но подробная биография великого композитора

Произведения

  • 1834 – «Феи»
  • 1836 – «Запрет любви»
  • 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
  • 1840 – «Фауст» (увертюра)
  • 1841 – «Летучий голландец»
  • 1845 – «Тангейзер»
  • 1848 – «Лоэнгрин»
  • 1854-1874 — «Кольцо Нибелунга»
  • 1859 – «Тристан и Изольда»
  • 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
  • 1882 – «Парсифаль»

Видео

https://youtube.com/watch?v=nokuemxRgZo

https://youtube.com/watch?v=iE6MhlrLgb0

https://youtube.com/watch?v=wc_ySVTftaI

Источники

  • https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/rikhard-vagnerhttps://24smi.org/celebrity/6282-rikhard-vagner.htmlhttps://stories-of-success.ru/rikharda-vagnerahttps://obrazovaka.ru/alpha/w/vagner-vilgelm-rixard-wagner-wilhelm-richard

репутация Вагнера

Вагнер оказал огромное влияние на развитие музыки. Многие композиторы имитировали его гармонии или позволяли себе влиять на них. К началу XX века некоторые композиторы, такие как Арнольд Шёнберг, пошли ещё дальше в создании всё более сложных гармоний, и композиторам пришлось искать новые способы сочинения.

Вагнер сделал свои оркестры намного больше, чем обычно. Древесному духовому инструменту, например, нужно по четыре инструмента (четыре флейты, четыре гобоя и т.д.), а также есть дополнительные инструменты, такие как басовый кларнет и вагнеровские тубы. Его идеи о музыкальной драме были очень важны. Его музыка помогает рассказать драму, потому что она постоянно развивается, как музыка в симфонии.

Вагнер был антисемитом. Сочинения Вагнера о евреях, в том числе “еврейство в музыке”, соответствовали некоторым антисемитским течениям мысли, существовавшим в Германии в 19 веке. Опубликованное эссе подвергает нападкам двух еврейских композиторов и евреев в целом.

Вагнер умер задолго до появления нацистов. Вдова и наследники Вагнера установили прямые политические связи с нацистами. Их действия по унижению еврейских художников и участие в антисемитских организациях после 1914 года помогли подготовить почву для организованного государством изгнания еврейских художников после 1933 года.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» – эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» – опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» – рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте – 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера – сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» – самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь маэстро Richard Wagner

Вагнер не обладал ни красотой, ни статностью. Несмотря на это, он пользовался спросом у представительниц слабого пола. У маэстро было много женщин. Он мог себе позволить лечь в постель с незнакомкой, поскольку имел авторитет в обществе. В жизни Рихарда были и серьёзные отношения.

Первую супругу известного композитора звали Минна Планер. Многие искренне не понимали, почему женщина выбрала такого мужчину. Она была красива, богата и правильно воспитана. Минна работала актрисой, поэтому часто гастролировала. Несмотря на это, ей удалось свить тёплое семейное гнёздышко.

Всё перевернулось с ног на голову после революции в 1849 году. Тогда маэстро с женой вынуждены были покинуть родной город. Они переехали в Цюрих. Там он встретил новую возлюбленную Матильду Везендонк. Юная красавица была замужем. Она вместе с супругом была поклонницей творчества Вагнера. Вскоре её муж Отто подарил Рихарду маленький домик рядом со своей виллой.

Именно знакомство с Матильдой вдохновило его на написание композиций «Зигфрид» и «Тристан». Девушка также была связана с творчеством. Она писала стихи и прозу. Нельзя точно сказать, что между Матильдой и Рихардом были интимные отношения. Но большинство биографов всё же склоняются к этому мнению.

Парижский кризис

В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж, однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци» и увертюра «Фауст».

Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:

  • он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
  • Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену»). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.

Признанные Работы

Вагнер учился в Лейпцигском университете в 1831 году, и его первая симфония была исполнена в 1833 году. Он был вдохновлен Людвигом ван Бетховеном и, в частности, Девятой симфонией Бетховена , которую Вагнер назвал «тем мистическим источником моих самых высоких экстазов». В следующем году, в 1834 году, Вагнер присоединился к Вюрцбургскому театру в качестве хорового мастера и написал текст и музыку своей первой оперы « Die Feen» ( «Феи» ), которая не была поставлена.

В 1836 году Вагнер женился на певице и актрисе Минне Планер. Вскоре пара переехала в Кенигсберг, где Вагнер занял должность музыкального директора в Магдебургском театре. Там же, в 1836 году, был выпущен Das Liebesverbot , где Вагнер писал и тексты, и музыку. Он назвал свою концепцию «Gesamtunkstwerk» (общее произведение искусства) — метод, который он часто использовал, для переплетения немецких мифов с большими темами о любви и искуплении.

Переехав в 1837 году в Ригу, Россия, Вагнер стал первым музыкальным руководителем театра и начал работу над своей следующей оперой « Риенци» . Перед тем как закончить Риенци , Вагнер и Минна покинули Ригу, спасаясь от кредиторов, в 1839 году. Они прыгнули на корабль в Лондон, а затем отправились в Париж, где Вагнер был вынужден взять любую работу, какую он мог найти, включая написание музыки для водевиля для небольших театров. , Вагнер был частью квазиреволюционного движения «Молодая Германия», и его левая политика была отражена в Риенци; не в силах продюсировать Риенци в Париже, он отправил партитуру в придворный театр в Дрездене, Германия, где он был принят. В 1842 году Вагнеровский Риенци, политическая опера, установленная в имперском Риме, премьера в Дрездене с большим успехом.

В следующем году «Летучий голландец» был выпущен к критике. К тому времени считавшийся большим талантом, Вагнер получил прусский орден Красного орла и был назначен директором Дрезденской оперы. В 1845 году Вагнер закончил Тангейзер и начал работать над Лоэнгрином . В 1848 году во время подготовки к производству « Лоэнгрина» в Дрездене произошла революционная вспышка в Саксонии, и Вагнер, который всегда был политически активным, бежал в Цюрих.

Не имея возможности въехать в Германию в течение следующих 11 лет из-за своих политических позиций, Вагнер написал общеизвестно антисемитское еврейство в музыке , а также другие критические замечания против евреев, композиторов, дирижеров, авторов и критиков. Он также написал « Оперу и драму» и начал разрабатывать то, что станет его знаменитым кольцевым циклом, который состоял из четырех отдельных опер, связанных лейтмотивами, или повторяющихся музыкальных тем, которые связывают элементы сюжета.

Кольцевой цикл опередил свое время в том, что он объединил литературу, визуальные элементы и музыку таким образом, чтобы предвидеть будущее фильма. Композиторы фильмов, включая Джона Уильямса, были вдохновлены использованием лейтмотивами Вагнера. Его работы позже повлияли бы на современные достижения в фильмах, в том числе в фильмах о Гарри Поттере и Властелине колец .

После встречи и влюбления в Матильду Везендонк, жену Отто Везендонка, Вагнер вдохновился на написание Тристана и Изольды . Его интерес к Везендонку в сочетании с другими событиями в его жизни привел к его разлуке с женой Минной.

В 1862 году Вагнер наконец смог вернуться в Германию. Король Людвиг II, поклонник творчества Вагнера, пригласил Вагнера поселиться в Баварии, недалеко от Мюнхена, и оказал ему финансовую поддержку. Вагнер ненадолго задержался в Баварии, когда выяснилось, что у него роман с Козимой, женой дирижера Ханса ван Бюлова и внебрачной дочерью Франца Листа. Бюлов, который, по-видимому, потворствовал делу, направил Тристана и Изольду в 1865 году. У Вагнера и Козимы было двое детей вместе, прежде чем они наконец поженились в 1870 году.

Первые две оперы «Кольцевого цикла» , « Das Rheingold» и « Die Walk Walk» , были представлены в Мюнхене в 1869 и 1870 годах. «Кольцевой цикл» был окончательно исполнен полностью — все 18 часов — в 1876 году. Вагнер завершил свою последнюю оперу « Парсифаль» в Январь 1882 года, и он был исполнен на фестивале в Байройте в том же году.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.

Рихард Вагнер в молодости

Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Литература

  • Вагнер Р. «Искусство и революция», перевод с предисловием И. М. Эллена, книгоиздательство «Горизонт», С.-Петербург, 1906, 36 с.
  • А. Ф. Лосев Исторический смысл мировоззрения Рихарда Вагнера
  • А. Ф. Лосев Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера
  • Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. — СПб.:ООО «Диамант», 2001, 576 с.
  • А. Лиштанберже. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., «Алгоритм», 1977, 477 с.
  • Сидоров А. А. Вагнер — 1934 год. — 272 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Dreyfus, Laurence. Hermann Levi’s Shame and Parsifal’s Guilt: A Critique of Essentialism in Biography and Criticism // Cambridge Opera Journal, Vol. 6, No. 2 (Jul., 1994), pp. 125—145.
  • Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975. 552 с.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.

Рихард Вагнер и Минна Планер

Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

Рихард Вагнер и Матильда Везендонк

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.

Рихард Вагнер и его жена Козима

Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.

Король Баварский Людвиг II

Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

Детство и юность

Буду­щий ком­по­зи­тор Рихард Ваг­нер родил­ся 22 мая 1813 года в Лейп­ци­ге. Семья писа­те­ля была боль­шой, сам он был млад­шим сре­ди 5 сестер и 4 братьев.

Роди­те­ли музы­кан­та не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к твор­че­ству. Отец, Карл Фри­дрих Ваг­нер, зани­мал­ся госу­дар­ствен­ной дея­тель­но­стью, слу­жил в поли­ции. У деда была неболь­шая бюро­кра­ти­че­ская долж­ность на таможне.

Мать Ваг­не­ра, Иоган­на Рози­на, была доче­рью про­сто­го мель­ни­ка. Она не полу­чи­ла широ­ко­го систе­ма­ти­че­ско­го образования.

через 6 меся­цев после рож­де­ния ком­по­зи­то­ра умер отец семей­ства. Жен­щи­на оста­лась одна с 9 детьми и без денег. Поли­цей­ская пен­сия покой­но­го мужа едва покры­ва­ла основ­ные потребности.

Р. Ваг­нер в молодости 

Мать Ваг­не­ра нена­дол­го овдо­ве­ла. Менее чем через несколь­ко лет он женил­ся во вто­рой раз. Отчи­мом буду­ще­го ком­по­зи­то­ра был Людвиг Гей­ер, кото­рый зани­мал­ся актер­ским мастерством.

В 1828 году юно­ша посту­пил в шко­лу Свя­то­го Нико­лая, одно из круп­ней­ших гума­ни­тар­ных заве­де­ний Гер­ма­нии, а в 1830 году стал уче­ни­ком шко­лы Свя­то­го Фомы.

Уже в это вре­мя Ваг­нер стал куль­тур­ным и уче­ным чело­ве­ком. Он был зна­ком с клас­си­че­ской немец­кой лите­ра­ту­рой, любил опе­ру и сим­фо­ни­че­скую музы­ку. Его инте­ре­со­ва­ли тру­ды фило­со­фов, его инте­ре­со­ва­ли поли­ти­че­ские вопросы.

При­мер­но в то же вре­мя юно­ша захо­тел стать ком­по­зи­то­ром. Моло­дой чело­век овла­дел аза­ми пись­ма. В этом ему помо­гал К. Вебер, частый гость в доме Ваг­не­ра. Одна­ко фор­маль­ных зна­ний и навы­ков ему по-преж­не­му не хватало.

Примечания

  1. Библиотека Флорентия Павленкова. Библиографическая серия. Том 7. — Челябинск: «Урал», 1995. — 461 с.
  2. . www.akg-images.com. Дата обращения: 1 марта 2020.
  3. Русские дневники Вагнера опубликованы в кн.: Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М., 2004.
  4. Лосев А. Ф. Проблема Р. Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. М., 1968; наброски Лосева были опубликованы после его смерти под названием «Философский комментарий к драмам Р.Вагнера» в кн.: Форма — стиль — выражение (М., 1995).
  5. Серов А. Н. Вагнер и его реформа в области оперы // Серов А. Н. Избранные статьи. Т. 2. М., 1957.
  6. Холопов Ю. Н. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М.: МГК, 2000, с. 54-69; Римский-Корсаков Н. А. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Т.2. М., 1963.
  7. Например, в статье «Рихард Вагнер и его тетралогия Нибелунгов перстень», 1889.
  8. Парадоксальным образом, термин «абсолютная музыка», который подхватил Ганслик, принадлежит именно Р.Вагнеру.
  9. Ницше Ф. Казус Вагнер… М., 2001.
  10. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собрание сочинений. Т.10. М., 1961.
  11. ↑ — статья из
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июня 2012.
  13. Gottfrid Wagner, Michael Shapiro, Lawrence Mass, John Corigliano, William M. Hoffman.  (англ.). The New York Times (22 ноября 1998). Дата обращения: 13 февраля 2015.
  14. . www.monsalvat.no. Дата обращения: 12 мая 2022.
  15. Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской “войны на уничтожение” // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  16. . Дата обращения: 23 июня 2013.
Like this post? Please share to your friends: