Магия оперы: основной жанр творчества Рихарда Вагнера

Рихард вагнер биография кратко, творчество композитора

Теория драматической музыки Ричарда Вагнера

Идейные основы теории

В трудах Ричарда Вагнера дается учение о единстве искусств, когда изобразительное, поэтическое и музыкальное искусства сливаются в одном произведении.

Основной идеей теории драматической музыки композитора является понимание музыки как носителя эмоциональной идеи. Вагнер создал новое музыкальное языков в целях более полного и точного передачи идей и эмоций, которые он хотел выразить в своих оперных произведениях.

Структура драматической музыки Ричарда Вагнера

В теории Ричарда Вагнера центральным элементом является музыкальный идейно-тематический материал, который должен быть узнаваемым и повторяемым на протяжении всего произведения. Внутренняя структура музыки основывается на выделении отдельных мотивов и их последующем развитии.

Важным элементом структуры драматической музыки Ричарда Вагнера является идея «установления» — процесс создания напряжения и ожидания в слушателе. Она достигается применением театральных эффектов и использованием артикуляции музыкального материала в специфической последовательности.

Особенности музыки Ричарда Вагнера

  • Использование гармонических звуковых сдвигов, создающих необычные гармонические комбинации;
  • Сочетание высоких и низких регистров голосов и инструментов для создания объемного, эмоционально насыщенного звучания;
  • Совмещение мелодии и гармонии в единый музыкальный поток;
  • Использование «напряженных» и «расслабленных» гармонических прогрессий, создания резких переходов и контрастов.

Музыка Ричарда Вагнера — это создание целостной картинки, где каждая деталь имеет свое со значением и гармонично дополняет все остальное в целом.

Нюрнбергские мейстерзингеры

Вроде бы здесь история старая — о соревновании немецких певцов (что-то вроде «Песни года» — только в XVI веке). Но многие герои этой оперы несут в себе автобиографические черты. Таков рыцарь-поэт Вальтер фон Штольцинг, таков и Ганс Сакс, тот самый — башмачник. Тема вечная — служение истинному искусству и борьба с пошлостью и косностью. Но в контексте произошедшего через столетие — опять проблема (вплоть до странных совпадений: Нюрнберг).

Во всех операх Вагнера главное — этические вопросы. В ней нет ничего человеконенавистнического. И Вагнер сыграл огромную роль в музыкальной культуре — влияние его огромно (существовали даже специальные термины «вагнерит», «вагнерианец»).

Байройт — город, знаменитый фестивалями, посвящёнными операм Р. ВагнераФото: manfredxy, Shutterstock.com

Но получилось так, что Вагнера либо ругают, либо преклоняются, либо восхищаются, либо ужасаются. К сожалению, музыку часто пытаются приспособить к идеологическим нуждам. К тому же — сказанное в полемическом задоре (а может быть, даже просто из ревности к успехам конкурентов) может громыхнуть в будущем так, что уже никакой славы не нужно — такое будет клеймо. Любить или не любить музыку Вагнера — дело личное. А «гуманитарный» урок надо помнить.

По всей логике событий — пора в Италию. В этом же 1813 году родился музыкальный титан — Джузеппе Верди. Но сначала заглянем в предпраздничную Великобританию.

Философский труд “”Опера и драма””

Помимо создания музыкальных произведений, Вагнер является автором 16 томов публицистических и литературных сочинений. Он внес существенный вклад не только в развитие оперного направления, но и философии, а также теории искусства.

Одной из самых значительных философско-эстетических работ Вагнера стала книга “”Опера и драма””. Основная идея книги сводится к следующему: основная ошибка оперы заключается в том, что музыка, которая должна быть вспомогательным средством, превратилась в цель. А драма отошла на второй план. По мере своего исторического развития оперный жанр превратился в сочетание разрозненных фрагментов: дуэтов, терцетов, арий и танцев. Вместо воплощения грандиозного замысла она превратилась в средство для развлечения скучающей аудитории.

Композитор пишет о том, что поэтический текст оперы не может стать совершенной драмой без должного музыкального оформления. Но не всякий сюжет сочетается с мелодией. Лучшей основой для поэтического наполнения драматических произведений он считает миф и народную фантазию. Именно такие истории, гармонично сочетающиеся с музыкой, оказывают самое сильное впечатление на слушателей. По мнению Вагнера, миф скрывает в себе вечные идеалы, лишенные всего случайного и преходящего.

Байройтский театр

В течение 1872-1876 гг. по инициативе великого композитора Рихарда Вагнера в г. Байройте строится театр. Композитор принимал активное участие даже в изменениях проекта самого здания. 

Уникальность данного театра привлекает множество посетителей во все времена.

Зрительный зал на 2000 мест выполнен в духе древнегреческого амфитеатра, чтобы сцена была одинаково видна со всех точек. За амфитеатром располагается балкон и ложи.

У самой сцены перпендикулярно боковым стенам находятся перегородки, которые создают эффект эха в зале, и зрителю кажется, что звук идёт не с самой сцены, а всё происходит вокруг.

Оркестровая яма располагается глубоко под сценой, что даёт возможность задействовать в спектакле большой оркестр и в то же время не подавлять голоса певцов. Такая акустическая система делает театр особенным из-за того, что он создаёт своеобразное звучание.

Ещё одной особенностью театра Вагнера были жёсткие узкие сиденья и отсутствие фойе. Зрители перед началом спектакля и в антракте были вынуждены находиться на улице. Возможно поэтому фестивали, проходившие там, длились около месяца – с июля по август.

Поэзия и музыка

Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.

Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье “”О сущности немецкой музыки”” композитор утверждал:

Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.

Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.

Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности

События

16.01.2024 20:47

* * *

Активирована новая услуга!

Бестселлер Jaaj.Club

Услуга рекламирует выбранную книгу на главной странице Jaaj.Club. Опция рекламы доступна на странице просмотра книги.

Бестселлер держится на главной странице Jaaj.Club до тех пор, пока его не перебил рекламой другой.

* * *

03.01.2024 19:34

* * *

В ночь с 3 на 4 января 2024 года в Jaaj.Club произошло мощное землятресение.

К счастью жертв нет.

Похоже, что землятресение затронуло не активных пользователей, которые не успели спасти свои предметы.
Все пострадавшие от землятресения награждены памятным значком

Землятресение
 
Все найденные предметы, которые удалось обнаружить среди разрушений, были размещены в лавке “Нужные Вещи” и доступны для новых хозяев.

* * *

Музыкальное наследие Ричарда Вагнера

Музыкальное наследие Ричарда Вагнера является одним из самых значимых достижений в истории оперного искусства. Он известен своими грандиозными операми, наполненными драматической музыкой и интенсивными эмоциональными переживаниями.

Вагнер является создателем таких известных опер, как “Парсифаль”, “Тангейзер”, “Тристан и Изольда” и “Нибелунги”. Он изменил правила оперного жанра, создавая так называемые музыкальные драмы, в которых музыка и текст были интегрированы в единое произведение и служили одной цели.

Музыкальный стиль Вагнера оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только в Германии, но и во всем мире. Он стал предвестником новых музыкальных направлений, таких как музыкальный экспрессионизм и даже рок-музыка.

  • Одна из главных особенностей музыкального стиля Вагнера — это использование лейтмотивов. Он связывал каждого героя или идею с отдельной музыкальной темой, которая появлялась каждый раз, когда эта идея появлялась на сцене. Таким образом, он создавал единую музыкальную ткань, объединяющую всех персонажей и проявляющую их эмоции и внутренние переживания.
  • Еще одним важным достижением Вагнера было создание уникального типа оркестровки. Он интенсивно использовал все возможности оркестра и создавал новый звук, богатый последовательными гармоническими движениями, динамическими эффектами и конфликтными мелодиями.

Вагнер считал, что крупные произведения должны быть произведены в один мах, и по этой причине он написал целых 4 оперы о «Нибелунгах», общая длительность которых составляет 16 часов. Его музыка была знаменита своей длиной и интенсивностью, заставляя слушателя вгружаться в сюжет и переживания героев.

Биография[править | править код]

Вагнер родился в семье чиновника. Под влиянием своего отчима, актёра Л. Гейера, Вагнер в начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В — гг. вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене положила фундамент к его славе. Годом позже он стал королевским саксонским Хофкапеллмейстером. В Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В  — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». В в Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в . В в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в от сердечного приступа.

Произведения Вагнера

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Ein Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Вюрцбург
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1834 – Магдебург
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte von Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноименный роман Рига Дрезден
Зрелые произведения
Фауст (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноименная новелла Генриха Гейне Париж Дрезден
Тангейзер Tannhäuser соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св. Елизавете Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
1. Предвечерье. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус -17 августа
2. Валькирия Die Walküre
3. Зигфрид Siegfried Мюнхен
4. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII век Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт
Like this post? Please share to your friends: