Рихард Вагнер: музыкальный гений или контроверзиальная личность?

Биография[править | править код]

Вагнер в молодости, около 1840 года

Вильгельм Рихард Вагнер был младшим ребёнком в семье, у него было пять сестёр и трое братьев. Его отец Карл Фридрих Вагнер (1770—1813) служил в полиции, дед был таможенным чиновником. Через полгода после рождения будущего композитора глава семейства умер от тифа, оставив вдову, Йоханну Розину Вагнер (нем. Johanna Rosina Wagner, 1774—1848), и девятерых детей почти без средств к существованию: семья жила на пенсию полицейского. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, (1779—1821), Рихард Вагнер, получая образование в школе св. Николая (1828—1830) и затем в школе Святого Фомы (1830—1831), с 1828 г. начал изучать гармонию под руководством Кристиана Готлиба Мюллера, затем композицию у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1831 г. он приступил к изучению музыки в Лейпцигском университете. В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь (часто в большой нужде) в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе.

В 1843 году у его сводной сестры Цецилии (1815—1893) родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом.

В 1849 году Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании, в ходе которого познакомился с М. А. Бакуниным. После поражения восстания бежал в Цюрих, где написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 году посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В 1864 году, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 году в Байройте состоялась церемония закладки фундаментного камня для Дома фестивалей; через четыре года этот оперный театр открылся и на его сцене 13—17 августа 1876-го прошла премьера тетралогии «Кольцо нибелунга». В 1882 году в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию. Он поселился в палаццо Вендрамин-Калерджи, где и умер в 1883 году от инфаркта миокарда.

Похоронен в Байройте. В палаццо Вендрамин-Калерджи ныне находится посвящённый ему музей.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» – эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте – 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера – сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» – самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Биографы Вагнера заявляют, что у него было немало отношений с разными женщинами. Его первой женой была артистка Минна Планер. Позднее он увлекся Матильдой Везендонк, которая была замужней дамой. До сих пор точно неизвестно, являлись ли они любовниками, однако большинство фактов говорит в пользу такого предположения.

В 1864 г. Рихард влюбился в Козиму фон Бюлов, которая была супругой дирижера Ханса фона Бюлова и матерью двоих детей. Тогда же, молодой король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество композитора (а по некоторым свидетельствам и в самого Рихарда), пригласил его ко двору.

Рихард и Козима Вагнер

Монарх оплатил все долги Вагнера, а также оказывал ему щедрую материальную помощь в реализации проектов. Любопытно, что Козима являлась незаконнорожденной дочерью Ференца Листа, с которым Вагнер долго дружил. Позднее новая муза Рихарда стала его личным секретарем и любовницей.

Когда об их связи узнал монарх, разразился большой скандал. В Баварии господствовала католическая мораль, поэтому любовники были с позором выдворены за пределы страны. Позже у Рихарда и Козимы родились сын Зигфрид и 2 дочери – Изольда и Ева.

Со временем скончалась законная жена Вагнера – Минна. Между тем, Людвиг неожиданно сменил гнев на милость и предложил музыканту возвратиться ко двору. В 1870 г. любовники стали законными мужем и женой.

Рихард Вагнер имеет репутацию одного их предшественников антисемитизма. Еще при жизни его антисемитские выпады вызывали возмущения у многих современников. Как известно, он был одним из любимых композиторов Адольфа Гитлера.

Произведения Вагнера[править | править код]

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Вюрцбург
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1834 – Магдебург
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte der Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноимённый роман Рига Дрезден
Зрелые произведения
Фауст (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноимённая новелла Генриха Гейне Париж Дрезден
Тангейзер Tannhäuser соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св. Елизавете Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
1. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус -17 августа
2. Валькирия Die Walküre
3. Зигфрид Siegfried Мюнхен
4. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII века Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт

Вагнер

К 1840 г. Рихард Вагнер завершил свою оперу «Риенци». Затем, в 1842 г., он вернулся в Германию и поклялся больше никогда не покидать свою родину. Эта пьеса позднее была поставлена в Дрездене. «Риенци» имела небольшой успех,  но настоящий успех к Вагнеру пришел только в 1845 г., после премьеры оперы ‘»Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

Примерно в это же время его назначили на должность дирижера Королевского Саксонского двора. В 1846 г. он уже наполовину завершил либретто к опере «Лоэнгрин», после которой родилась величайшая опера в истории — «Кольцо нибелунга», состоявшая из четырех циклов.

Годы швейцарского изгнания (1849–1859)

Долгие 10 лет композитор провел в Швейцарии в качестве политического эмигранта. Первые годы эмиграции (1849-51) занимают совершенно исключительное место в творческом развитии Вагнера. В это время не только общественная деятельность, но даже музыка как таковая отходят для него на задний план. Уединенно живя в Цюрихе, композитор пытается осмыслить всё, что произошло только что в охваченной революциями Европе. Он задумывается о роли революции в развитии искусства и намечает для себя лично новые творческие задачи. Одна за другой появляются его важнейшие литературные работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», «Обра­щение к моим друзьям». Критикуя современное состояние оперного жанра, Вагнер излагает здесь основные принципы его реформы. В Швейцарии же был закончен в первой редакции полный текст «Кольца нибелунга», начало над которым относится к революционному 1848 году. Тетралогия создавалась с большими перерывами и была закончена за 10 лет до смерти композитора. В эмиграции же были созданы только первые две драмы – «Золото Рейна» и «Валькирия».

Завершила период «швейцарского изгнания» драма «Тристан и Изольда» – самое личное произведение Вагнера. Время работы над ней – середина 50-х годов – едва ли не самое трудное во всей биографии композитора. Вынужденная эмиграция, материально-бытовые трудности, отсутствие подлинного интереса к его творчеству – всё это доставляло Вагнеру подлинное мучение. Два основных события этого периода – любовь к Матильде Везендонк (самое сильное любовное чувство, которое пришлось испытать Вагнеру, но и самое обреченное – Матильда была женой друга и покровителя композитора, богатого банкира Отто Везендонка) и знакомство с книгой немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В «Тристане и Изольде» нашли отражение и идеи философа, претворенные в русле собственных убеждений Вагнера, и чувство трагически-безысходной любви.

Биография

Литография Рихарда Вагнера

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в городе Лейпциг. Он был девятым ребенком в семье. Отец Рихарда Вагнер Карл Фридрих Вагнер умер от 23 ноября 1813 года. Мать Рихарда Вагнера Йоханна Розина Вагнер вышла замуж второй раз за немецкого актера Людвига Гейера. Семья переехала в Дрезден, где у Людвига Гейера была работа в театре. Гейер умер, когда Вагнеру не исполнилось и семи лет. В девять лет Вагнера устроили в гимназию в Дрездене. В 1827 году семья Вагнера переехала в Лейпциг. Рихард поступил в лейпцигскую гимназию и в 1830 году Вагнер окончил её.

В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством Теодора Вайнлинга, кантора церкви святого Фомы.

В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге. В 1834 году дебютировал как дирижёр оперного театра в Магдебурге. В 1836 году переехал в Кенигсберг, где он работал директором музыкального театра, затем в Ригу, где также работал директором музыкального театра. В 1839 году переехал в Лондон и в этом же году — в Париж. В 1842 году Вагнер вернулся в Германию.

В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском майском восстании и после его поражения бежал в Швейцарию. Был объявлен государственным преступником, он тринадцать лет не пересекал границы Германии. В Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В 1850 году Вагнер уехал из Швейцарии. В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. В 1863 году Вагнер посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику со своими произведениями.

Вагнер был женат два раза. Первая супруга — Кристина Вильгельмина (Минна) Планер (1809—1866), театральная актриса. Минна и Рихард поженились в 1836 году и оставались в браке до смерти Минны в 1866 году. В 1870 году Вагнер женился во второй раз на Козиме Бюлов, дочери венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Сын Вагнера от второго брака Зигфрид (1869—1930) — композитор, дирижер, оперный режиссер. Вагнер умер 13 февраля 1983 года в Венеции от сердечного приступа и похоронен в Байройте.

Память[править | править код]

Почтовый конверт России, 2013 год

Оттмар Хёрль. Инсталляция к 200-летию Рихарда Вагнера. Байройт, Германия, 2013 год

  • Памятник в берлинском Большом Тиргартене (1903)
  • Памятник на мюнхенской площади Принцрегентенплац (1913)
  • Памятник на лейпцигском Ринге (2013)
  • К 50-летию со дня смерти Вагнера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль
  • В честь Вагнера назван кратер на Меркурии
  • Имя Вагнера носят улицы в городах Германии, Латвии и России.
  • Изображен на почтовых марках ГДР и СССР 1963 года
  • В 2013 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт
  • В 2013 году в честь 200-летия Вагнера немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль установил 500 разноцветных скульптур Рихарда Вагнера в Байройте, Германия

Последние годы

В 1860 году Вильгельм Рихард Вагнер получил разрешение вернуться в Германию, исключая Саксонию. Полная амнистия его ожидала через два года. В том же году он приступил к сочинению музыки к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», которая была задумана в 1845-м. Вагнер возобновил работу над «Зигфридом» в 1865 году и начал составлять наброски будущего «Парсифаля», надежду на который он хранил еще с середины 1840 годов. Композитор начал оперу по настоянию своего покровителя баварского монарха Людвига II. «Мейстерзингеры» были завершены в 1867 г. Премьера состоялась в Мюнхене в следующем году. Только после этого он смог возобновить работу над третьим актом «Зигфрида», который был завершен в сентябре 1869-го. В тот же месяц впервые была исполнена опера «Золото Рейна». Музыку к «Сумеркам Богов» композитор писал с 1869 по 1874 г.

Впервые полный цикл «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки Богов») был исполнен в «Фестшпильхаусе», фестивальном театре, который Вагнер построил для себя в Байрейте в 1876 году, через 30 лет после того, как мысль об этом впервые посетила его. Он завершил работу над «Парсифалем», своей последней драмой, в 1882-м. 13 февраля 1883 года в Венеции Рихард Вагнер умер и был похоронен в Байрейте.

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Последний период творчества. Байрёйт.

В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творчес­ких замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном опер­ном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.

Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.

Вагнер. Биографические сведения.Хронологическая таблица.

Вложение Размер
vagner.docx 19.91 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Список всех произведений Рихарда Вагнера

Оперы

  • “Феи” (1833–1834)
  • «Запрет люб­ви» (1834–1836)
  • Риен­ци (1838–1840, пре­мье­ра 1842 г)
  • Стран­ству­ю­щий моряк («Лету­чий гол­лан­дец») (1840–1841, впер­вые испол­нен в 1843 г)
  • Тан­гей­зер (1843–1845, пре­мье­ра 1845 г)
  • Лоэн­грин (1845–1848, пре­мье­ра 1850 г)
  • Золо­то Рей­на (1852–1854, пре­мье­ра 1869 г)
  • “Валь­ки­рия” (1852–1856, пре­мье­ра – 1870)
  • “Три­стан и Изоль­да” (1857–1859, пре­мье­ра – 1865)
  • Нюрн­берг­ские мей­с­тер­зин­ге­ры (1861–1867, пер­вое испол­не­ние в 1868 г)
  • “Зиг­ф­рид” (1851–1871, пре­мье­ра – 1876)
  • Смерть богов (1848–1874, пре­мье­ра 1876 г)
  • «Пар­си­фаль» (1877–1882, пре­мье­ра 1882 г)

Симфонические и хоровые произведения

  • Увер­тю­ра си-бемоль мажор (1830).
  • Увер­тю­ра ре минор (1831).
  • Увер­тю­ра до минор (1830).
  • Увер­тю­ра к фуге (1831).
  • Увер­тю­ра «Поль­ша» (1832).
  • Сим­фо­ния до мажор (1833).
  • Сим­фо­ния ми мажор, 1‑я часть (1834).
  • Ново­год­няя кан­та­та для хора с оркест­ром (1834).
  • Увер­тю­ра «Хри­сто­фор Колумб» (1835).
  • «Гор­ный дух», музы­ка и вокаль­ные номе­ра к фее­рии Глей­ха (1836).
  • Увер­тю­ра «Пра­ви­ло Бри­та­нии» (1836 г).
  • Увер­тю­ра «Фауст» (1840).
  • «Брат­ская тра­пе­за апо­сто­лов» для муж­ско­го хора и оркест­ра (1843).
  • Кан­та­та на откры­тие памят­ни­ка коро­лю Фри­дри­ху-Авгу­сту (1843).
  • Похо­рон­ный марш памя­ти Вебе­ра (1844 г).
  • «Марш Хуль­ди­гун­ды» (1864).
  • «Зиг­ф­рид-идил­лия» (1870).
  • «Кай­зе­ров­ский марш» (1871).
  • Марш на Все­мир­ной выстав­ке в Фила­дель­фии (1876 г)

Произведения для фортепиано

  • Сона­ты: ре минор (1829), си-бемоль мажор (1831), ля мажор (1832), ми-мажор (1853).
  • Фан­та­зия фис-минор (1831).
  • Пес­ня без слов (1840)
  • Вальс «Цюрих­ская люби­мая» (1854).
  • Лист из аль­бо­ма соль мажор (1861).
  • Лист аль­бо­ма «У чер­ных лебе­дей» (1861).
  • Поло­нез для фор­те­пи­а­но в 4 руки ре мажор (1831).

Вокальные произведения, песни и романсы

  • Сце­на и ария (1832)
  • 7 пьес к «Фаусту» Гете (1832 г)
  • Кан­та­та к Ново­му году (1835)
  • «Рож­де­ствен­ская елка» (1838 г)
  • 3 роман­са на фран­цуз­ские тек­сты: «Спи, сынок», «Малыш» («Роза»),
  • «Ожи­да­ние» (1840)
  • «Два гре­на­дё­ра» (1840)
  • «Тор­же­ствен­ная пес­ня» для муж­ско­го хора (1843)
  • «Тра­пе­за апо­сто­лов» для муж­ско­го хора с оркест­ром (1843)
  • «При­вет­ствую коро­ля» для муж­ско­го хора а капел­ла (1844)
  • 5 песен на сти­хи Матиль­ды Везен­донк для жен­ско­го голо­са и фор­те­пи­а­но: «Ангел», «Сны», «Грусть», «Стой!», «В оран­же­рее» (1857–1858)

Литературные сочинения

  • «О сущ­но­сти немец­кой музыки”
  • «Артист и зритель”
  • “Рево­лю­ция”
  • «Доб­ро­де­тель­ный и артист”
  • «Палом­ни­че­ство к Бетховену”
  • «Искус­ство и революция”
  • «Обра­ще­ние к друзьям”
  • «Про­из­ве­де­ние искус­ства из буду­ще­го» («Про­из­ве­де­ние искус­ства из будущего”)
  • «Опе­ра и театр”
  • “Музы­ка будущего”
  • «О цели оперы”
  • «Об акте­рах и певцах”
  • «Иуда­изм в музыке”
  • «Ауди­то­рия и популярность”
  • «Обще­ствен­ность во вре­ме­ни и пространстве”
  • «О напи­са­нии сти­хов и музыки”
  • «Искус­ство и религия”
  • «Об адре­се”
  • «Бет­хо­вен”
  • «Вибе­лун­ги. Все­мир­ная исто­рия из легенды”
  • “Авто­био­гра­фия”
  • “Моя жизнь”

Рихард Ваг­нер – Сумер­ки Бога / Рихард Ваг­нер джин­ны и злодеи

Необычная история

В 1864 году он проникся тёплыми чувствами к Козиме фон Бюловой. Король Баварский Людвиг II был большим поклонником творчества знаменитого маэстро. Правитель сделал ему предложение посетить Мюнхен, и он согласился. Король финансировал все проекты композитора.


Richard Wagner (Рихард Вагнер): Биография композитора

В свой оркестр Рихард пригласил дирижёра Ханса фон Бюлова. Супруга Ханса заняла место личного секретаря маэстро. Между Рихардом и Козимой возникло влечение. Втайне от официального мужа происходили встречи влюблённых. Вскоре Ханс фон Бюлов рассекретил тайный роман.

Интересно, что официальный супруг не устроил сцену ревности. Он написал донос королю, который и решил расставить все точки над «ё». Положение маэстро, в первую очередь, усугубило то, что правительство финансировало его творческую деятельность, а в Баварии царствовала католическая мораль. Король дал распоряжение изгнать пару на территорию Швейцарии.

Только через 7 лет Вагнер и Козима получили официальный развод от предыдущих браков. За этот период времени их семья стала больше. Женщина родила знаменитому маэстро дочек. В этот период времени от сердечной болезни скончалась Минна Вагнер. А Людвиг решил обжаловать своё решение и пригласил Рихарда ко двору.

https://youtube.com/watch?v=JvXpwQVzuD4

В 1870 году состоялось венчание Козимы и композитора. Она посвятила себя маэстро и была его музой. Вместе они построили театр в Байройте. Тогда же пара начала работать над дебютной постановкой «Кольцо Нибелунга».

Композиторская деятельность

В 1833 г. брат Рихарда Вагнера Альберт помог ему стать хормейстером. В том же году Рихард написал свою первую оперу под названием «Die Feen», что в переводе означает «Феи». Однако, поставить свою первую оперу ему не удалось. Вагнеру необходимо было расти в профессиональном плане, и в 1834 г. он стал музыкальным руководителем оперного театра в Магдебурге.

Именно в этот период он написал «Das Liebesverbot» или «Запрет любви», пьеса, схожая с пьесой Шекспира «Мера за меру», которая затем была поставлена в 1836 г. в том же театре, в Магдебурге. Тем не менее, ставили ее лишь единожды; во время второй постановки занавес закрылся, театр прекратил свою работу, что оставило Вагнера без средств к существованию.

Антисемитизм Вагнера

Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофобия, а сам Вагнер характеризовался как один из предшественников антисемитизма XX века.

Антисемитские выступления Вагнера вызывали протесты и при его жизни; так, ещё в 1850 году напечатанная Вагнером под псевдонимом «Вольнодумец» публикация в «Новой музыкальной газете» его статьи «Еврейство в музыке» вызвала протесты со стороны профессоров Лейпцигской консерватории; они требовали отстранения тогдашнего редактора журнала, Франца Бренделя, от руководства журналом. В 2012 году статья Вагнера «Еврейство в музыке» (на основании решения Вельского районного суда Архангельской области от 28.03.2012) была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 1204) и, соответственно, её печать или распространение в Российской Федерации преследуется по закону.

Вагнер был категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей, сын раввина Герман Леви, и, поскольку это был выбор короля Людвига II Баварского (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и, наряду с Гансом фон Бюловом, лучшим вагнеровским дирижёром), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился перед каждой репетицией. Леви отказался.

Существуют свидетельства, что в конце своей жизни Вагнер интересовался расистской теорией Артюра де Гобино. Вагнеру импонировало, что этот автор подвёл под его взгляды философскую основу.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве. В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети. Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру. Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине. Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга. Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью. На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Интересные факты

  • Твор­че­ская био­гра­фия Рихар­да Ваг­не­ра нача­лась при­мер­но в 20 лет. В то вре­мя ему пред­сто­я­ло создать свою первую зре­лую работу.
  • Музы­кант отли­чал­ся взрыв­ным харак­те­ром, он был очень вспыль­чи­вым человеком.
  • Ваг­нер был при­знан самым важ­ным и вли­я­тель­ным ком­по­зи­то­ром сво­е­го времени.
  • Несмот­ря на колос­саль­ную извест­ность в широ­ких кру­гах, денег у музы­кан­та почти нико­гда не было. Но дол­гов мно­го. Несколь­ко раз Ваг­нер ухо­дил в бега, что­бы рас­стать­ся с кредиторами.
  • Ком­по­зи­тор был ярым наци­о­на­ли­стом, осо­бен­но он не любил евре­ев, за что его мно­гие кри­ти­ко­ва­ли. Неко­то­рые даже пре­зи­ра­ли его.
  • Ваг­нер был люби­мым ком­по­зи­то­ром Гит­ле­ра. Его про­из­ве­де­ния ста­ли сим­во­лом нациз­ма и ста­ли проч­но ассо­ци­и­ро­вать­ся с ним. И это несмот­ря на то, что ком­по­зи­тор умер за несколь­ко лет до рож­де­ния немец­ко­го диктатора.
  • Музы­кант стал осно­во­по­лож­ни­ком новой тех­ни­ки созда­ния опе­ры. Изве­стен так­же как писа­тель, тео­ре­тик искус­ства, публицист.
  • Ваг­нер был очень суе­вер­ным человеком.
  • Все про­из­ве­де­ния писа­те­ля, так или ина­че, были осно­ва­ны на наци­о­наль­ной эпи­че­ской, гер­ман­ской мифо­ло­ги­че­ской тематике.

Творческий путь

Период 1833–1842 годов был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.

Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

Like this post? Please share to your friends: