Жизнь и творчество Рихарда Вагнера: от рождения до величия

Примечания

  1. см. Хьюстон Чемберлен Chase, Allan. The Legacy of Malthus: The Social Costs of the New Scientific Racism. New York: Alfred A. Knopf, 1977, pp. 91—92
  2. The History of Anti-semitism: From Voltaire to Wagner
  3. Music, mysticism, and magic: a sourcebook
  4. Wagner’s Hitler: The Prophet and His Disciple
  5. Русские дневники Вагнера опубликованы в кн.: Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М., 2004.
  6. Лосев А. Ф. Проблема Р. Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. М., 1968; наброски Лосева были опубликованы после его смерти под названием «Философский комментарий к драмам Р.Вагнера» в кн.: Форма — стиль — выражение (М., 1995).
  7. «Лосев А. Ф. Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера»
  8. Серов А. Н. Вагнер и его реформа в области оперы // Серов А. Н. Избранные статьи. Т. 2. М., 1957.
  9. Холопов Ю. Н. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М.: МГК, 2000, с. 54-69; Римский-Корсаков Н. А. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Т.2. М., 1963.
  10. Например, в статье «Рихард Вагнер и его тетралогия Нибелунгов перстень», 1889.
  11. Парадоксальным образом, термин «абсолютная музыка», который подхватил Ганслик, принадлежит именно Р.Вагнеру.
  12. Ницше Ф. Казус Вагнер… М., 2001.
  13. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собрание сочинений. Т.10. М., 1961.
  14. ↑ Вагнер Вильгельм Рихард — статья из
  15. Федеральный список экстремистских материалов
  16. Wagner and Hitler; Evidence of Hatred (англ.). Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.
  17. Скульптор Штефан Балькенхоль: Вагнер на фоне собственной тени
  18. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — С. 353. — 408 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-256-00317-8.

Примечания[править | править код]

  1. см. Хьюстон Чемберлен Chase, Allan. The Legacy of Malthus: The Social Costs of the New Scientific Racism. New York: Alfred A. Knopf, 1977, pp. 91—92
  2. . Дата обращения: 29 сентября 2017.
  3. . Дата обращения: 29 сентября 2017.
  4. . Дата обращения: 29 сентября 2017.
  5. Библиотека Флорентия Павленкова. Библиографическая серия. Том 7. — Челябинск: «Урал», 1995. — 461 с.
  6. . www.akg-images.com. Дата обращения: 1 марта 2020.
  7. Русские дневники Вагнера опубликованы в кн.: Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М., 2004.
  8. Лосев А. Ф. Проблема Р. Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. М., 1968; наброски Лосева были опубликованы после его смерти под названием «Философский комментарий к драмам Р.Вагнера» в кн.: Форма — стиль — выражение (М., 1995).
  9. Серов А. Н. Вагнер и его реформа в области оперы // Серов А. Н. Избранные статьи. Т. 2. М., 1957.
  10. Холопов Ю. Н. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М.: МГК, 2000, с. 54-69; Римский-Корсаков Н. А. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Т.2. М., 1963.
  11. Например, в статье «Рихард Вагнер и его тетралогия Нибелунгов перстень», 1889.
  12. Парадоксальным образом, термин «абсолютная музыка», который подхватил Ганслик, принадлежит именно Р.Вагнеру.
  13. Ницше Ф. Казус Вагнер… М., 2001.
  14. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собрание сочинений. Т.10. М., 1961.
  15. Владимир Лазарис. . Детали (3 мая 2021). Дата обращения: декабрь 2022.
  16. ↑ — статья из
  17.  . Дата обращения: 13 июня 2012.
  18. Gottfrid Wagner, Michael Shapiro, Lawrence Mass, John Corigliano, William M. Hoffman.  (англ.). The New York Times (22 ноября 1998). Дата обращения: 13 февраля 2015.
  19. . www.monsalvat.no. Дата обращения: 12 мая 2022.
  20. . Дата обращения: 23 июня 2013.

Антисемитизм Вагнера[править | править код]

Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофобия, а сам Вагнер характеризовался как один из предшественников антисемитизма XX века. Историк Виктор Шнирельман пишет, что Вагнер был одной из ключевых фигур, стоявших у истоков расового антисемитизма.

Антисемитские выступления Вагнера вызывали протесты и при его жизни; так, ещё в 1850 году напечатанная Вагнером под псевдонимом «Вольнодумец» публикация в «Новой музыкальной газете» его статьи «Еврейство в музыке» вызвала протесты со стороны профессоров Лейпцигской консерватории; они требовали отстранения тогдашнего редактора журнала, Франца Бренделя, от руководства журналом. В 2012 году статья Вагнера «Еврейство в музыке» (на основании решения Вельского районного суда Архангельской области от 28.03.2012) была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 1204) и, соответственно, её печать или распространение в Российской Федерации преследуется по закону.

Вагнер был категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей Герман Леви, и, поскольку это был выбор короля (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и, наряду с Гансом фон Бюловом, лучшим вагнеровским дирижёром), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился. Леви отказался.

Существуют свидетельства, что в конце своей жизни Вагнер интересовался расистской теорией Артюра де Гобино. По крайней мере, она явно могла оказать на него влияние.

Литература[править | править код]

  • Вагнер Р. «Искусство и революция», перевод с предисловием И. М. Эллена, книгоиздательство «Горизонт», С.-Петербург, 1906, 36 с.
  • А. Ф. Лосев Исторический смысл мировоззрения Рихарда Вагнера
  • А. Ф. Лосев Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера
  • Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. — СПб.:ООО «Диамант», 2001, 576 с.
  • А. Лиштанберже. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., «Алгоритм», 1977, 477 с.
  • Сидоров А. А. Вагнер — 1934 год. — 272 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Dreyfus, Laurence. Hermann Levi’s Shame and Parsifal’s Guilt: A Critique of Essentialism in Biography and Criticism // Cambridge Opera Journal, Vol. 6, No. 2 (Jul., 1994), pp. 125—145.
  • Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975. 552 с.

Произведения Вагнера

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Ein Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Вюрцбург
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1834 – Магдебург
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte von Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноименный роман Рига Дрезден
Зрелые произведения
Фауст (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноименная новелла Генриха Гейне Париж Дрезден
Тангейзер Tannhäuser соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св. Елизавете Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
1. Предвечерье. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус -17 августа
2. Валькирия Die Walküre
3. Зигфрид Siegfried Мюнхен
4. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII век Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт

Литература

  • Вагнер Р. «О дирижировании»
  • Вагнер Р. «Искусство и революция», перевод с предисловием И. М. Эллена, книгоиздательство «Горизонт», С.-Петербург, 1906, 36 с.
  • Вагнер Р. О сущности немецкой музыки
  • Вагнер Р. О сочинении стихов и музыки
  • Вагнер Р. Паломничество к Бетховену
  • Вагнер Р. Избранные работы / Вступит. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. 695 с.
  • Казус Вагнера
  • А. Ф. Лосев Исторический смысл мировоззрения Рихарда Вагнера
  • А. Ф. Лосев Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера
  • Борис Толчинский Мифологический колосс Вагнера сплотил нацию
  • Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский, Е. В. Минина. — СПб.:ООО «Диамант», 2001, 576 с.
  • А. Лиштанбнрже. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., «Алгоритм», 1977, 477 с.
  • Сидоров А. А. Вагнер — 1934 год. — 272 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Dreyfus, Laurence. Hermann Levi’s Shame and Parsifal’s Guilt: A Critique of Essentialism in Biography and Criticism // Cambridge Opera Journal, Vol. 6, No. 2 (Jul., 1994), pp. 125—145.

Память[править | править код]

Почтовый конверт России, 2013 год

Оттмар Хёрль. Инсталляция к 200-летию Рихарда Вагнера. Байройт, Германия, 2013 год

  • Памятник в берлинском Большом Тиргартене (1903)
  • Памятник на мюнхенской площади Принцрегентенплац (1913)
  • Памятник на лейпцигском Ринге (2013)
  • К 50-летию со дня смерти Вагнера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль
  • В честь Вагнера назван кратер на Меркурии
  • Имя Вагнера носят улицы в городах Германии, Латвии и России.
  • Изображен на почтовых марках ГДР и СССР 1963 года
  • В 2013 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт
  • В 2013 году в честь 200-летия Вагнера немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль установил 500 разноцветных скульптур Рихарда Вагнера в Байройте, Германия

Биография[править | править код]


Вагнер в молодости, около 1840 года

Вильгельм Рихард Вагнер был младшим ребёнком в семье, у него было пять сестёр и трое братьев. Его отец Карл Фридрих Вагнер (1770—1813) служил в полиции, дед был таможенным чиновником. Через полгода после рождения будущего композитора глава семейства умер от тифа, оставив вдову, Йоханну Розину Вагнер (нем. Johanna Rosina Wagner, 1774—1848), и девятерых детей почти без средств к существованию: семья жила на пенсию полицейского. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, (1779—1821), Рихард Вагнер, получая образование в школе св. Николая (1828—1830) и затем в школе Святого Фомы (1830—1831), с 1828 г. начал изучать гармонию под руководством Кристиана Готлиба Мюллера, затем композицию у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1831 г. он приступил к изучению музыки в Лейпцигском университете. В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь (часто в большой нужде) в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе.

В 1843 году у его сводной сестры Цецилии (1815—1893) родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом.

В 1849 году Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании, в ходе которого познакомился с М. А. Бакуниным. После поражения восстания бежал в Цюрих, где написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 году посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В 1864 году, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части «Кольца нибелунга»: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 году в Байройте состоялась церемония закладки фундаментного камня для Дома фестивалей; через четыре года этот оперный театр открылся и на его сцене 13—17 августа 1876-го прошла премьера тетралогии «Кольцо нибелунга». В 1882 году в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию. Он поселился в палаццо Вендрамин-Калерджи, где и умер в 1883 году от инфаркта миокарда.

Похоронен в Байройте. В палаццо Вендрамин-Калерджи ныне находится посвящённый ему музей.

Биография

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770—1813). Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В —1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом. В г. Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В г. — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.

В 1864 году он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунгов: «Зигфрид» и «Гибель богов». В г. в Байройте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в г. Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В г. в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в г. от сердечного приступа.
Вагнер похоронен в Байройте.

Произведения Вагнера[править | править код]

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Вюрцбург
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1834 – Магдебург
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte der Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноимённый роман Рига Дрезден
Зрелые произведения
Фауст (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноимённая новелла Генриха Гейне Париж Дрезден
Тангейзер Tannhäuser соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св. Елизавете Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
1. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус -17 августа
2. Валькирия Die Walküre
3. Зигфрид Siegfried Мюнхен
4. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII века Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт

Антисемитизм Вагнера

Электронная еврейская энциклопедия отмечала, что неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера была юдофобия, а сам Вагнер характеризовался как один из предшественников антисемитизма XX века.

Антисемитские выступления Вагнера вызывали протесты и при его жизни; так, ещё в 1850 году напечатанная Вагнером под псевдонимом «Вольнодумец» публикация в журнале «Neue Zeitschrift für Musik» его статьи «Еврейство в музыке» вызвала протесты со стороны профессоров Лейпцигской консерватории; они требовали отстранения тогдашнего редактора журнала, г-на Ф. Бренделя, от руководства журналом. В 2012 году статья Вагнера «Еврейство в музыке» (на основании решения Вельского районного суда Архангельской области от 28.03.2012) была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 1204) и, соответственно, её печать или распространение в Российской Федерации преследуется по закону.

Вагнер был категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал еврей Герман Леви, и, поскольку это был выбор короля (Леви считался одним из лучших дирижёров своего времени и, наряду с Гансом фон Бюловым, лучшим вагнеровским дирижёром), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился. Леви отказался.

Like this post? Please share to your friends: