Гармония голосов: талантливый хор и ансамбль в оперном театре Вагнера под руководством Анатолия Михайловича Костенникова

Вагнер и Италия

Рихард Вагнер признавал величие и ценность итальянской оперы, а так же отмечал качество пения итальянских певцов. Однако, будучи новатором, революционером в опере, он желал следовать своей идее, создавая иную, отличную от традиции золотого бельканто, систему драматического действия. При этом он не отвергал итальянский стиль.

Рихард Вагнер

В этом смысле примечательно, что в 1839 году Вагнер, будучи под впечатлением от оперы Винченцо Беллини «Норма», сочинил свою арию с хором «Norma Il predisse» в фа-мажоре для знаменитого баса того времени Луиджи Лаблаша. Надо сказать, что в те времена композиторы часто сочиняли свои арии для чужих опер, и певцы могли их вставить в спектакль. Вот и Вагнер написал свою для партии верховного жреца Оровезо. Однако, Лаблаш отказался исполнять ее в постановке, и премьера арии состоялась только в 1914 году. Вот эта ария, в музыке которой сложно разглядеть привычного нам Вагнера:

Вагнер любил Италию, в разных уголках которой он находил вдохновение. В Венеции он написал часть «Тристана», в Специи (побережье Лигурийского моря) он думал над прелюдией своей тетралогии, в Равелло и в Сиенском соборе он представлял себе сцену из «Парсифаля», которую закончил в Палермо…

1 ноября 1871 года в Болонском Муниципальном театре состоялась итальянская премьера «Лоэнгрина». Впервые в истории в Италии была показана опера Вагнера. До этого итальянцы избегали его сочинений, как слишком новаторских и сложных для понимания. Дирижировал маэстро Анжело Мариани, тенор Итало Компанини пел Лоэнгрина, а Бьянка Блуме Эльзу. Успех был необычайный, артистов многократно вызывали на поклоны. На одном из четырнадцати вечеров присутствовали Джузеппе Верди и Арриго Бойто. Верди высоко оценил оперу, написав потом, что это музыка с жизнью, кровью и нервом имеет право остаться в веках.

31 мая 1872 года городской совет присудил Вагнеру почетное гражданство. Муниципальный театр станет храмом вагнеровского культа в Италии: в Болонье также пройдут итальянские премьеры «Тангейзера» (1872), «Летучего голландца» (1877), «Тристана и Изольды» (1888) и «Парсифаля» (1914, европейская премьера, до тех пор эксклюзивная в Байройте). Именно в Болонье, в 1886 году, после репетиции «Тристана», Рихард Штраус назовет вагнеровскую работу «самым великолепным творением бельканто».

Симфонизм Вагнера

Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.

Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл “”Кольцо нибелунга””, звучит восемь валторн.

Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.

Гармонические особенности

Радикальное переосмысление оперного жанра коснулось и гармонического наполнения. Вагнер также придает аккордовому содержанию огромное значение. Он берет за основу классическую гармонию, которую ввели представители венской школы и раннего романтизма, и расширяет ее возможности, дополняя хроматическими оттенками и ладовыми альтерациями. Эти нюансы существенно обогащают музыкальную палитру. К тому же он старается избегать прямого разрешения диссонирующих созвучий в консонансы, добавляет модуляционное развитие, которое придает напряженность, энергичность и стремительное движение к кульминационной точке.

В произведениях Вагнера появляется характерная лейтгармония, а именно тристан-аккорд f-h-dis1-gis1. Он звучит в опере “”Тристан и Изольда””, а также в теме судьбы в тетралогии “”Кольо Нибелунга””. В дальнейшем этот аккорд появляется и в творчестве других композиторов позднеромантического периода.

Вокальная техника в операх Вагнера

Вагнер, с точки зрения вокальной техники, не отрекался от «прекрасного пения». Готовясь к первому фестивалю в Байройте, Вагнер послал письмо Гарсии-сыну, предлагая тому провести обучение певцов для постановок фестиваля. Гарсия в то время был так занят своим преподаванием в Лондоне, что не смог принять предложение; но сам факт того, что Вагнер попросил его сделать это, является очень существенным. Это ответ тем, кто хотел бы, чтобы музыка Вагнера не рассматривалась в соответствии с итальянскими идеалами, а была представлена в стиле «Sprechgesang», по сути, близком к декламации.

Вагнер не разрушает голоса, и он не был против красивого пения, как думают многие. Безусловно, это музыка для исполнения в манере бельканто, которая абсолютно не подходит для начинающих и неопытных технически студентов. Здесь будет ошибкой искусственно расширять голос, затемнять его, нажимать на него дыханием, форсировать, теряя всю нежность и легато. Да, есть голоса, которые от природы более подходят музыке Вагнера, имеют силу и большую выносливость. Но любой певец, мастерски владеющий своим голосом и поющий в итальянской манере бельканто, может достойно спеть партию из оперы Вагнера.

Обзор оперного творчества композитора

Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки с фортепиано, вокальные сочинения с сопровождение оркестра, а также без аккомпанемента, хоры, марши. Однако самым значительным пластом его творческого достояния считаются оперы.

Оперы:

  1. “”Свадьба”” (фрагменты).
  2. “”Феи”” – по сказке “”Женщина-змея”” Гоцци.
  3. “”Запрет любви, или Послушница из Палермо”” – по комедии Шекспира “”Мера за меру””.
  4. “”Риенци, последний из трибунов”” – по одноименному роману Э. Булвер-Литтона.
  5. “”Летучий голландец”” по новелле Г. Гейне “”Мемуары господина фон Шнабелевопского”” и по сказке Хауфа “”Корабль призраков””.
  6. “”Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге”” – по сюжетам средневековых легенд.
  7. “”Лоэнгрин”” – по сюжетам средневековых саг.
  8. Цикл “”Кольцо нибелунга”” (“”Золото Рейна””, “”Валькирия””, “”Зигфрид””, “”Гибель богов””) – либретто на основе скандинавского эпоса “”Эдда”” и средне-верхненемецкого эпоса “”Песнь о нибелунгах””.
  9. “”Тристан и Изольда”” – по кельтской саге Готфрида Страсбургского.
  10. “”Нюрнбергские мейстерзингеры”” – по нюрнбергской хронике 16 века, использованы либретто опер “”Ганс Сакс”” и “”Оружейник”” Лорцинга.
  11. “”Парсифаль”” – опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.

Суть оперной реформы композитора-новатора

Процесс воплощения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, а эволюция искусства в творчестве Вагнера проходила постепенно. Преобразовывая привычное направление, композитор стремится создать универсальный жанр, сочетая драматическую постановку, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из идей вагнеровской реформы было достижение единства музыки и драмы.

Кроме того, основным замыслом Вагнера стало достижение непрерывного течения музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединяли в одном произведении множество отдельных номеров: арий, дуэтов, танцев. По мнению Вагнера, в операх, написанных по такому принципу, отсутствовала цельность и непрерывность. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывное звучание, которое не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка непрестанно обновляется, не возвращаясь к уже пройденному. Дуэты композитор преобразовывает в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух вокалистов.

Like this post? Please share to your friends: