Тетралогия «Кольцо нибелунга»
Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.
Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра.
Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX-XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде-Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.
Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его
Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего», «социалистом-искупителем».
Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.
Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.
1 –
обличение жажды власти и богатства
. В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.
2
– осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов.
Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.
3
– христианская идея искупления
через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.
Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.
«Золото Рейна»
относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия»
– лирическая драма, «Зигфрид»
– героико-эпическая, «Закат богов»
– трагедия.
Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов
. Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье).
Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных.
Рихард Вагнер – одна из величайших фигур в истории развития музыкального искусства. Его монументальные идеи существенно дополнили мир культуры новыми концепциями. Он прославился как гениальный композитор, талантливый дирижер, поэт, драматург, публицист и знаток театрального жанра. Благодаря его титаническим усилиям, масштабному размаху творческой мысли и неимоверной воле, ему удалось не просто создать ряд величайших произведений, но и в значительной мере преобразовать мир искусства.
Ничто не вечно под луной
Постановкой занимался заслуженный деятель искусств, режиссер Адольф Шапиро, который прежде работал в стенах Музыкального театра над оперой «Лючия ди Ламмермур» — тоже с Хиблой Герзмава в главной партии.
В новом спектакле об античности ничего не напоминает, разве что хитон, в котором появляется Норма, и священный лес, где друиды совершают обряды, — хотя и он выглядит неожиданно. Покрытая дымкой, сумрачная роща. Серые голые стволы деревьев заполняют все пространство сцены и уходят ввысь за ее пределы. В воздухе зависли скачущие олени (кажется, в натуральную величину), сверху висит огромный белый шар, который вскоре покроется кратерами, переливами и станет луной. Она — спутник этой постановки. В разных видах луна присутствует в каждой сцене: то восходит над лесом, то виднеется из окна Нормы, то мерцает кроваво-красным, то становится фоном. В некоторые моменты задумываешься, не на ней ли происходит действие?
Картина практически лишена красок — только оттенки серого, будто пепел покрыл и лес, и комнату Нормы, и всю галльскую землю. Когда наблюдаешь эту мглу и знаешь, что у истории будет трагичный финал, невольно проводишь параллель с последним днем Помпеи. Не считая «кровавой луны», цвет проявляется в постановке лишь дважды. В самом начале, когда Норма молча проходит в роскошном красном платье со шлейфом, и в самом конце, когда ее и Поллиона охватывает яркое пламя. После этого луна сменяется солнцем, трава становится зеленой, а небо голубым.
Видеопроекцией в спектаклях сегодня не удивишь, но стоит признать, что далеко не всегда она сделана хорошо. В «Норме» ее было не очень много, но вся пришлась к месту: пробегающие на фоне олени, ползущие лучи, которые застывая, напоминают алтари. Одной из особенностей спектакля стала смена декораций с открытым занавесом — после некоторых сцен выходили техники и преображали пространство на глазах у зрителей. В первый раз это многих впечатлило, в последний, кажется, уже немного наскучило. Но дистанция между залом и сценой точно сократилась.
«Одна из актрис, когда мы начинали работать, сказала: «Я очень бы хотела быть в историческом костюме». Я говорю: «Конечно, если ты мне расскажешь, какой был исторический костюм в первом веке до нашей эры…», — вспоминает Адольф Шапиро. Сложно сказать, в какое именно время постановщик перенес действие. Друиды одеты в классические длинные плащи, шляпы, перчатки и своим видом напоминают агентов или членов мафиозного клана. Последнюю ассоциацию подпитывает и облик Оровезо (Феликс Кудрявцев), верховного жреца и отца Нормы — есть в нем что-то от Дона Корлеоне. При этом необычным штрихом стало то, что передвигается он на инвалидном кресле.
Воины в касках и маскировочных костюмах выглядят, как спецназовцы. А еще, как солдатики, в которых играют дети Нормы. Главный нарушитель спокойствия Поллион (Владимир Дмитрук) носит черный кожаный плащ с алым подбоем и фуражку. Рыжеволосая Адальджиза в белой блузке и длинной юбке похожа, скорее, на воспитанницу монастырского пансиона в духе героинь «Мадемуазель Нитуш», чем на молодую жрицу друидов. При этом такое прочтение персонажей кажется свежим, уместным и даже более удачным, чем если бы постановщики пошли по канону и создали образы, соответствующие античности. За сценографию и костюмы отвечала художница Мария Трегубова, неоднократный лауреат премии «Золотая маска».
Не только Casta Diva
«Ну, «Касту Диву» послушали, можно и уходить», — шутит пожилой мужчина в кресле справа от меня после конца первого акта. Каватина Casta Diva («Непорочная богиня») — визитная карточка «Нормы» и одно из самых известных произведений в репертуаре сопрано. Винченцо Беллини переписывал арию восемь раз. Это молитва, в которой Норма обращается к луне как к богине и просит у нее благословение в борьбе против римлян. «Зрители приходят сегодня, все ждут арию Casta Diva, которая, по-моему происходит через 15-20 минут после начала оперы. А потом они узнают, что есть достаточно много очень красивой музыки», — улыбается музыкальный руководитель постановки и дирижер Кристиан Кнапп.
Голос Хиблы Герзмава и во время исполнения Casta Diva, и на протяжении всей оперы звучал хрустально, запредельно высоко, по-ангельски чисто и одновременно мощно, как и подразумевает бельканто. Накануне премьеры певица рассказала, что хочет через голос показать, кто такая Норма. «Она очень сильная женщина, она очень любит. Она жрица, которая может на небе написать очень важные слова для мира, очень важные слова для вселенной. <…> Хочется в ней совместить все, что нужно совместить в Норме, сильной женщине, любящей, отчаянной», — поделилась Хибла Герзмава. Этот накал ощущался и в пугающей сцене, где Норма, схватив нож, направляется в комнату к детям, и в сцене раскаяния перед друидами и отцом.
Невероятно проникновенно прозвучал дуэт Нормы и Адальджизы, в котором юная жрица признается верховной в том, что влюблена. Норма еще не знает, ради кого ее ученица хочет отречься от служения: она проявляет сочувствие и поддержку, потому что сама испытывала такие же чувства. Музыка в этой сцене звучит то нежно, то драматично, предвещая печальный исход. Партию Адальджизы исполнила Полина Шароварова — она еще учится в Московской государственной консерватории, но уже почти год работает в МАМТе. Это первая крупная работа в ее карьере, и Полина справилась с ней блестяще: такое звонкое, льющееся, с бархатистым вибрато (легкое колебание голоса, которое певцы используют для украшения), при этом уверенное меццо-сопрано нужно еще поискать.
«Чем ближе финал, тем музыка становится более проникновенной, более психологичной», — отмечает Кристиан Кнапп. Для одной из самых эпичных сцен, когда Норма созывает друидов, чтобы сообщить им правду о себе, постановщики выбрали интересную мизансцену. Хор занял не сцену, как это чаще бывает, а боковые ложи и лестницы бельэтажа. Друиды «порицали» Норму прямо из зала, будто приняв и зрителей в свой круг. Выглядело это эффектно и придавало звуку такой объем и такую мощность, которые не сравнить, наверное, ни с одной стереосистемой.
«Подлинного успеха можно достичь лишь тогда, когда спектакль будет дышать духом нашего времени. В этом духе, простите каламбур, мало духовного, — говорит Адольф Шапиро. — Через край ожесточения, неприятия друг друга и забвения высших ценностей христианского мира — милосердия и любви. Любви во всеобъемлющем значении этого понятия. Поэтому действие стремится к финалу, где героям открывается именно такое всепоглощающее чувство».
Личная жизнь Рихарда Вагнера
В 1834 г. композитор познакомился с привлекательной певицей Минной Планер. Минна, чье полное имя было Кристина Вильгельмин, была очень красивой женщиной. Спустя два года он добился её руки, и они поженились.

Минна Планер
Несколько лет жена ездит по разным городам с мужем, но в каждом его ждут разочарования в работе, музыкальные провалы и нужда. Минна не выдерживает и сбегает от мужа, она всегда мечтала о жизни, полной роскоши, а с её любимым эта мечта становилась невозможной.
С деньгами у Вагнера никогда не было порядка. Тем не менее, спустя время, в 1838 г. она возвращается к мужу и вместе с ним уезжает в Лондон, затем в Париж. После этого супруги скитаются по Европе и понимают, насколько они разные: композитор помешан на музыке, а Минна хоть и была певицей, но от искусства была далека. Поэтому со временем они расстаются.

Рихард после многочисленных любовных романов находит свою истинную любовь – Козиму Бюлову (девичья фамилия Лист). Во время знакомства с Вагнером Козима была замужем, но брак не сделал её счастливой, поэтому она почти сразу ответила взаимностью композитору.
Их связь была неприемлема для общества, и пара была вынуждена уехать в Швейцарию. Там Рихард, наконец, познал радость отцовства, у него появилось трое детей: две девочки и мальчик. Только в 1870 г. у возлюбленных получилось узаконить свои узы.
Вагнер был очень счастлив в этом браке и считал, что это лучшее, что произошло с ним в жизни.
Философский труд “”Опера и драма””
Помимо создания музыкальных произведений, Вагнер является автором 16 томов публицистических и литературных сочинений. Он внес существенный вклад не только в развитие оперного направления, но и философии, а также теории искусства.
Одной из самых значительных философско-эстетических работ Вагнера стала книга “”Опера и драма””. Основная идея книги сводится к следующему: основная ошибка оперы заключается в том, что музыка, которая должна быть вспомогательным средством, превратилась в цель. А драма отошла на второй план. По мере своего исторического развития оперный жанр превратился в сочетание разрозненных фрагментов: дуэтов, терцетов, арий и танцев. Вместо воплощения грандиозного замысла она превратилась в средство для развлечения скучающей аудитории.
Композитор пишет о том, что поэтический текст оперы не может стать совершенной драмой без должного музыкального оформления. Но не всякий сюжет сочетается с мелодией. Лучшей основой для поэтического наполнения драматических произведений он считает миф и народную фантазию. Именно такие истории, гармонично сочетающиеся с музыкой, оказывают самое сильное впечатление на слушателей. По мнению Вагнера, миф скрывает в себе вечные идеалы, лишенные всего случайного и преходящего.
Интересные факты
Среди всех событий, которые приключились с Джузеппе Верди за всю его насыщенную биографию, стоит выделить несколько основных:
- Любопытно, что в 1813 году появляется на свет Рихард Вагнер, и он позднее станет основным соперником для гения.
- «Верди» в буквальном переводе с итальянского означает «зелёный» (verde – Verdi). Многие биографы видят в этом символизм, поскольку зелёный цвет является атрибутом флага Италии, точно так же, как и Джузеппе стал одним из тех, кто прославил свою страну. Его творчество позволило объединить Италию и возвысить её музыкальную культуру, и это признавали в других государствах.
- Верди отличался наблюдательностью и трудолюбием, поэтому на концертах он любил как наслаждаться музыкой, так и подмечал любопытные детали, следил за тем, в какой манере ведёт руками дирижёр.
- Ему нравилось приходить на репетиции, потому что на них получалось лучше рассмотреть все особенности поведения присутствующих.
- Гений называл себя агностиком, а вторая жена тонко подмечала, что её муж слишком мало верит в существование кого-либо ещё. Между агностицизмом и «малой верой» она находила принципиальную разницу.
Советую почитать про музыкальные фестивали в Италии
Обзор оперного творчества композитора
Творческое наследие немецкого гения поистине огромно. Композитор писал симфонические произведения, ансамбли для струнного квартета, духовых инструментов, скрипки с фортепиано, вокальные сочинения с сопровождение оркестра, а также без аккомпанемента, хоры, марши. Однако самым значительным пластом его творческого достояния считаются оперы.
Оперы:
- “”Свадьба”” (фрагменты).
- “”Феи”” – по сказке “”Женщина-змея”” Гоцци.
- “”Запрет любви, или Послушница из Палермо”” – по комедии Шекспира “”Мера за меру””.
- “”Риенци, последний из трибунов”” – по одноименному роману Э. Булвер-Литтона.
- “”Летучий голландец”” по новелле Г. Гейне “”Мемуары господина фон Шнабелевопского”” и по сказке Хауфа “”Корабль призраков””.
- “”Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге”” – по сюжетам средневековых легенд.
- “”Лоэнгрин”” – по сюжетам средневековых саг.
- Цикл “”Кольцо нибелунга”” (“”Золото Рейна””, “”Валькирия””, “”Зигфрид””, “”Гибель богов””) – либретто на основе скандинавского эпоса “”Эдда”” и средне-верхненемецкого эпоса “”Песнь о нибелунгах””.
- “”Тристан и Изольда”” – по кельтской саге Готфрида Страсбургского.
- “”Нюрнбергские мейстерзингеры”” – по нюрнбергской хронике 16 века, использованы либретто опер “”Ганс Сакс”” и “”Оружейник”” Лорцинга.
- “”Парсифаль”” – опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха.
Цитаты
Джузеппе Верди был поглощён работой над произведениями. В процессе их написания он высказывался о чертах истинного музыканта и о том, как должна звучать настоящая опера:
- «настоящий музыкант должен обладать большим талантом, душой и сценическим чутьём»
- «необходимо, чтобы исполнение оперы было осмысленным и вдохновенным, тогда и слушатели прочувствуют её»;
- «если для оперы невозможно исполнение в её неприкосновенности, так, как она задумывалась музыкантом, то лучше не исполнять её вовсе»;
- «я люблю в искусстве все, что в нем существует прекрасного»;
- «мне довелось узнать лучшие современные произведения, не прочитав их, а наслаждаясь ими в театре; я наверняка солгу, если скажу, что в моей юности не было строгого обучения; в моей руке достаточно сил, чтобы сочетать ноты так, как я того желаю, и мне часто удавалось достигать тех эффектов, на которые я был нацелен; я нередко пренебрегал правилами, потому что они не могут дать мне то, что нужно, и все нынешние правила я не считаю необходимыми для соблюдения»;
- «этот сюжет современный, любой другой наверняка бы не взялся за него из-за норм и приличий, принципов эпохи и тысяч прочих предрассудков, но я же занимаюсь им с величайшим наслаждением» (Джузеппе Верди о «Травиате»);
- «искусство принадлежит каждому народу, но его развитие в каждом государстве идёт по-своему, например, художественная практика у немцев сильно отличается от нашей, и это не значит, что они сочиняют хуже, это подтверждает только то, что мы не можем писать как они, а они не могут писать как мы».
Поэзия и музыка
Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.
Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье “”О сущности немецкой музыки”” композитор утверждал:
Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.
Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.
Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности
Теория драматической музыки Ричарда Вагнера
Идейные основы теории
В трудах Ричарда Вагнера дается учение о единстве искусств, когда изобразительное, поэтическое и музыкальное искусства сливаются в одном произведении.
Основной идеей теории драматической музыки композитора является понимание музыки как носителя эмоциональной идеи. Вагнер создал новое музыкальное языков в целях более полного и точного передачи идей и эмоций, которые он хотел выразить в своих оперных произведениях.
Структура драматической музыки Ричарда Вагнера
В теории Ричарда Вагнера центральным элементом является музыкальный идейно-тематический материал, который должен быть узнаваемым и повторяемым на протяжении всего произведения. Внутренняя структура музыки основывается на выделении отдельных мотивов и их последующем развитии.
Важным элементом структуры драматической музыки Ричарда Вагнера является идея «установления» — процесс создания напряжения и ожидания в слушателе. Она достигается применением театральных эффектов и использованием артикуляции музыкального материала в специфической последовательности.
Особенности музыки Ричарда Вагнера
- Использование гармонических звуковых сдвигов, создающих необычные гармонические комбинации;
- Сочетание высоких и низких регистров голосов и инструментов для создания объемного, эмоционально насыщенного звучания;
- Совмещение мелодии и гармонии в единый музыкальный поток;
- Использование «напряженных» и «расслабленных» гармонических прогрессий, создания резких переходов и контрастов.
Музыка Ричарда Вагнера — это создание целостной картинки, где каждая деталь имеет свое со значением и гармонично дополняет все остальное в целом.
Музыкальное наследие Ричарда Вагнера
Музыкальное наследие Ричарда Вагнера является одним из самых значимых достижений в истории оперного искусства. Он известен своими грандиозными операми, наполненными драматической музыкой и интенсивными эмоциональными переживаниями.
Вагнер является создателем таких известных опер, как “Парсифаль”, “Тангейзер”, “Тристан и Изольда” и “Нибелунги”. Он изменил правила оперного жанра, создавая так называемые музыкальные драмы, в которых музыка и текст были интегрированы в единое произведение и служили одной цели.
Музыкальный стиль Вагнера оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только в Германии, но и во всем мире. Он стал предвестником новых музыкальных направлений, таких как музыкальный экспрессионизм и даже рок-музыка.
- Одна из главных особенностей музыкального стиля Вагнера — это использование лейтмотивов. Он связывал каждого героя или идею с отдельной музыкальной темой, которая появлялась каждый раз, когда эта идея появлялась на сцене. Таким образом, он создавал единую музыкальную ткань, объединяющую всех персонажей и проявляющую их эмоции и внутренние переживания.
- Еще одним важным достижением Вагнера было создание уникального типа оркестровки. Он интенсивно использовал все возможности оркестра и создавал новый звук, богатый последовательными гармоническими движениями, динамическими эффектами и конфликтными мелодиями.
Вагнер считал, что крупные произведения должны быть произведены в один мах, и по этой причине он написал целых 4 оперы о «Нибелунгах», общая длительность которых составляет 16 часов. Его музыка была знаменита своей длиной и интенсивностью, заставляя слушателя вгружаться в сюжет и переживания героев.
Поэзия и музыка
Оперная реформа Вагнера коснулась и текстового наполнения вокальных драматических произведений. Одним из главных вопросов, волновавших композитора, было сочетание слов и музыкального сопровождения оперы. Этот жанр объединяет два направления: выстроенную по законам драматургии пьесу и произведение, подчиняющееся собственным принципам развития музыкальной формы.
Композиторы-предшественники рассматривали текст оперы как вспомогательное средство. Музыка всегда считалась преобладающим элементом оперы. В начале своего творческого пути Вагнер тоже считал, что текст оперы мешает музыкальному наполнению произведения. В своей статье “”О сущности немецкой музыки”” композитор утверждал:
Здесь, в сфере инструментальной музыки, композитор, свободный от всякого чуждого и сковывающего влияния, способен более всего приблизиться к идеалу искусства; здесь, где он поневоле обращается к средствам лишь своего искусства, он вынужден оставаться в его пределах.
Несмотря на то что Вагнер отдавал предпочтение главным образом инструментальной музыке, пределы, продиктованные законами этих жанров, значительно ограничивали масштабный размах его творческих устремлений. Композитор считал музыку высшим проявлением, но понимал необходимость создания нового направления, объединяющего достоинства всех видов искусства. На протяжении всей жизни Вагнер придерживался принципов художественной универсальности.
Подобно своему предшественнику, Кристофу Виллибальду Глюку, Вагнер уделял особое внимание либретто оперы. Он приступал к сочинению музыки лишь тогда, когда текстовое содержание было отшлифовано и доведено до безупречности
Последние годы и смерть
После «Аиды» на протяжении 12 лет Джузеппе Верди писал с меньшим темпом, преимущественно занимаясь корректировкой уже написанных работ. В это время им создаётся опера «Отелло» по мотивам знаменитой пьесы Шекспира. Стиль композитора становится более реалистичным, некоторым его поклонникам не нравилось.
Последней оперой Верди стала «Фальстаф» («Falstaff»), которая стилистически оказалась ближе к Вагнеру, чем к Россини или Моцарту. Темп произведения заставляет слушателя ощущать эффект сумбурности, сюжет двигается стремительно. Завершающая часть оперы заключает в себе семиголосную фугу, которая наглядно демонстрирует, насколько Верди овладел контрапунктом.
21 января 1901 года Джузеппе находится в миланском отеле 5 звёзд «Grand Et De Milan». У него случается инсульт, его организм слабеет на протяжении последующих шести дней, и ранним утром 27 января знаменитый композитор умирает. Кстати, отель Grand Hotel et de Milan и сегодня является одним из лучших отелей в Милане 5 звезд – находится в 5 минутах ходьбы пешком от Ла Скала и его может забронировать любой желающий.
Первоначально Джузеппе Верди хоронят на Монументальном кладбище в Милане, но позднее его тело переносится в Casa Di Riposo в Musicisti, в дом престарелых для музыкантов. Любопытно, что его создателем выступает сам композитор.
Последние годы жизни и смерть Р. Вагнера
В 1864 г. Рихарда приглашает к себе сам Людвиг II, король Баварии. Композитор с радостью соглашается и отправляется в путь.
Вопреки ожиданиям остаться в Мюнхене надолго, этого сделать не получается из-за нарастающих интриг и нападок кредиторов. Вагнеру пришлось вернуться обратно в Швейцарию, где он полностью погрузился в работу и в 1874 г. завершил работу над «Кольцом Нибелунгов» – цикл, который состоял из четырёх эпических опер.
В конце своей жизни Вагнер обретает долгожданную славу. Переехав с семьей в Байройт, небольшой город в Баварии, построил свой собственный театр, который начал работать с 1876 г. В последние годы жизни Вагнер трудился над оперой «Парсифаль», пять лет он создавал музыку, а 1877 г. закончил либретто.
Умер композитор, не дожив до своего семидесятилетия, 13 февраля 1883 г. Случилось это совершенно неожиданно — смерть произошла от сердечного приступа во время поездки в Венецию. Похоронен композитор в Байройте, в родном саду своего дома.
Нюрнбергские мейстерзингеры
Вроде бы здесь история старая — о соревновании немецких певцов (что-то вроде «Песни года» — только в XVI веке). Но многие герои этой оперы несут в себе автобиографические черты. Таков рыцарь-поэт Вальтер фон Штольцинг, таков и Ганс Сакс, тот самый — башмачник. Тема вечная — служение истинному искусству и борьба с пошлостью и косностью. Но в контексте произошедшего через столетие — опять проблема (вплоть до странных совпадений: Нюрнберг).
Во всех операх Вагнера главное — этические вопросы. В ней нет ничего человеконенавистнического. И Вагнер сыграл огромную роль в музыкальной культуре — влияние его огромно (существовали даже специальные термины «вагнерит», «вагнерианец»).
Байройт — город, знаменитый фестивалями, посвящёнными операм Р. ВагнераФото: manfredxy, Shutterstock.com
Но получилось так, что Вагнера либо ругают, либо преклоняются, либо восхищаются, либо ужасаются. К сожалению, музыку часто пытаются приспособить к идеологическим нуждам. К тому же — сказанное в полемическом задоре (а может быть, даже просто из ревности к успехам конкурентов) может громыхнуть в будущем так, что уже никакой славы не нужно — такое будет клеймо. Любить или не любить музыку Вагнера — дело личное. А «гуманитарный» урок надо помнить.
По всей логике событий — пора в Италию. В этом же 1813 году родился музыкальный титан — Джузеппе Верди. Но сначала заглянем в предпраздничную Великобританию.
Симфонизм Вагнера
Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.
Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл “”Кольцо нибелунга””, звучит восемь валторн.
Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.
Итоги жизни и творчества Ричарда Вагнера
Ричард Вагнер был не только композитором, но и революционером в мире оперы. Его творчество повлияло на многих музыкантов в Европе и во всем мире. Вагнер считал, что музыка должна нести с собой не только эмоции, но и идеи, которые могут изменить мир. Его идеи пронизывают все его оперы и направлены на создание общественного сознания.
Несмотря на то, что Вагнер был очень талантливым человеком, его жизнь была полна сложностей и конфликтов. Он не раз попадал в скандалы и имел непростые отношения с многими людьми, включая своих коллег по цеху. Тем не менее, его работа находит понимание у многих поколений музыковедов и любителей музыки.




























