Жизнь и творчество Рихарда Вагнера: биография композитора

Краткая биография Вагнера

Вильгельм Рихард Вагнер

Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор и дирижер, который оказал большое воздействие на музыкальную культуру Европы. Его произведения отличаются чистотой, гармонией и эпичностью. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Его отец — чиновник, а отчим — актер.

Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.

В 1833-1842 годах Рихард искал себя и пытался заработать деньги. Он был театральным хормейстером и дирижером. Начинающий композитор работал в разных городах: Рига, Магдебург, Лондон. В это время он создал первые произведения. К ним относится увертюра «Фауст», которая звучит на протяжении 12 минут. Также Вагнер написал романтическую оперу «Летучий голландец», состоящую из трех актов. Продолжительность звучания — 2 часа 20 минут.

В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.

В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.

Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.

В 1858 году Вагнер путешествовал по Европе. Он побывал в Париже, Венеции, Вене. В 1864 году композитор добился благосклонности короля. Вагнер переехал в Мюнхен и продолжил создавать музыку. Композитор написал произведение «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это опера в трех действиях, которую считают шедевром. Премьера оперы состоялась в 1868 году. Ее продолжительность — 4 часа 5 минут. Опера отличается выразительной мелодикой и лиричностью.

В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.

В 1882 году зрители увидели и услышали оперу «Парсифаль». Это музыкальная драма в трех актах, которая является последним произведением великого композитора. Ее длительность — 4 часа.

Рихард Вагнер был женат дважды. В первом браке у композитора не было детей. Вторая жена — Франческа Гаэтана Козима Лист, дочь Ференца Листа. В семье появилась дочь Изольда и сын Зигфрид.

Вильгельм Рихард Вагнер скончался 13 февраля 1883 года в Венеции. Причина смерти — сердечный приступ. Композитора похоронили в Байройте.

В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.

Вагнер


К 1840 г. Рихард Вагнер завершил свою оперу «Риенци». Затем, в 1842 г., он вернулся в Германию и поклялся больше никогда не покидать свою родину. Эта пьеса позднее была поставлена в Дрездене. «Риенци» имела небольшой успех,  но настоящий успех к Вагнеру пришел только в 1845 г., после премьеры оперы ‘»Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

Примерно в это же время его назначили на должность дирижера Королевского Саксонского двора. В 1846 г. он уже наполовину завершил либретто к опере «Лоэнгрин», после которой родилась величайшая опера в истории — «Кольцо нибелунга», состоявшая из четырех циклов.

Рихард Вагнер — Биографии

Вагнер
Рихард (Richard Wagner, 1813—1883) — композитор, драматург и писатель. С В. в
одинаковой степени связывается как имя выдающегося музыканта, так и писателя,
поэта и драматурга. После него остался не только ряд сделавших новую
музыкальную эпоху опер (от юношеских «Фей» и «Запрета любви» до всемирно
известных — «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», тетралогии
«Кольцо Нибелунгов», «Тристан и Изольда», «Мейстерзингеры» и «Парсифаль»), но и
значительное литературное наследие. В 1888 в Лейпциге были изданы десять томов
литературных произведений В. — «Gesammelte Schriften und Dichtungen»,
обнимающие все написанное им при жизни. Кроме того в двух сборниках —
«Entwürfe, Gedanken, Fragmente» и «Nachgelassene Schriften» — были
опубликованы  статьи, заметки, наброски поэмы — «Иисус из Назарета» и оперное
либретто «Сарацины», найденные в рукописях уже после смерти автора. В. —
создатель так наз. музыкальной драмы, где драма — цель, музыка же только —
средство, а не наоборот, как это было до того в итальянско-французской опере.

Ведя
борьбу с охранителями традиционно-академических канонов, В. развивает в себе
тот пафос протеста, который сделал его близким и сочувствующим революционной
борьбе 1848. Горячо защищая свою театральную революцию, он романтически
сопрягает ее с революцией непосредственно политической. Дрезденское восстание в
мае 1849 он проводит рядом с руководителями народной обороны, рядом с
Бакуниным, с которым он в это время сближается, и др. А когда Дрезден был
окружен прусскими войсками, В. пришлось бежать сначала в Веймар, а затем и в
Швейцарию. В эмигрантском уединении, продолжавшемся 13 лет, Вагнер прочно
обосновывает в ряде литературных работ свои эстетические теории. Им посвящены произведения
— «Искусство и революция» (Die Kunst und die Revolution, 1849), «Искусство
будущего» (Das Kunstwerk der Zukunft, 1849) и «Опера и драма» (Oper und Drama,
1881) и др.

Конец
жизни В. отмечен открытием в маленьком баварском городке, Байрейте, специального
театра, где В. при поддержке баварского короля Людвига получил возможность
осуществить свою реформу оперы. Здесь состоялось поистине гигантское для того
времени троекратное повторение Вагнеровской трилогии «Кольцо Нибелунгов». Но
постановка дала огромный дефицит и не открывала при жизни В. перспектив его
«театру будущего».

Заканчивает
свои дни В. созданием и постановкой в Байрейте глубоко мистического
«Парсифаля», который он называет «сценическим священнодействием». Текст
«Парсифаля» был им написан в виде поэмы еще в 1877 году. На этой мистерии лежит
печать глубокого пессимизма. В. теперь отрекается от своей прежней веры в
возможность обновления человека через политическую революцию и видит спасение
только в духовном совершенствовании личности (статья «Религия и искусство»).
Начав с религиозного пантеизма и анархических призывов к «революционизирующим»
силам природы против «нагромождений культуры», В. кончил дружбой с королями и
христианнейшим мистицизмом (см. «Немецкая лит-pa» и «Драма»).

Список литературы

Из
огромной литературы по В. можно отметить, как важнейшее: на русском яз. статьи
Серова, Чайковского, Чечотта

Базунов,
Биография Вагнера, изд. Павленкова

Лихтенберже,
Вагнер как поэт и мыслитель, перев. с франц.

Каратыгин
В., Вагнер и Даргомыжский, 1913

Мейерхольд,
К постановке «Тристана и Изольды» (в сб. ст. Мейерхольда «О театре»)

Ромэн
Роллан, Музыканты наших дней, перев. с франц.

Илинский,
Рихард Вагнер

Браудо
Е., Вагнер

Горнфельд,
Ст. в альманахе «Шиповник», и мн. др.

Glasenapp, Das Leben Richard Wagners, Lpz.

Tappert W., Биография Вагнера, Эльберфельд

Pohl R., Биография, Gesammelte Schriften, t.
I

Jullien A., Wagner, sa vie  et ses œuvres, P.

Wollzogen H., Erinnerungen

Chamberlain, Das Drama Richard Wagners, Lpz.

Ernst A., L’art de Wagner, P., и очень мн. др.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

Музыкант или идейный антисемит

Вагнер – человек, который вернул немцам национальную идею. Он был антисемитом до конца своей жизни.

Почему Вагнер был подвержен таким идеям? Возможно дело в его далеком детстве. Рихард рано потерял отца, ему тогда не было и года. Его воспитанием занимался отчим Людвиг Гейер – еврей по национальности. Ходили слухи, что он и был его настоящим отцом. До 14 лет мальчик носил фамилию отчима. Гейер был актером и старался привить пасынку любовь к искусству. Рихард стал проявлять интерес к древним мифам, которые и стали основой его творчества.

Вскоре отчим умер. Мать отдала мальчика в школу Святого креста. Учеба тяжело давалась Рихарду. Он испытывал нападки со стороны сверстников и учителей. Дело было в его еврейской фамилии. Последней каплей стало то, что за опоздание на урок учитель обозвал его «жидом».

В дальнейшем толчком к антисемитским идеям стал его трудный брак с актрисой Минной Планер, обида на друга Мейербера. Оба они были евреями по происхождению. Его местью обидчикам была статья под названием «Еврейство в музыке», в которой он крайне не лестно отзывался о представителях этой нации в музыке. Статья вызвала скандал, но Вагнеру все сошло с рук.

Like this post? Please share to your friends: