Гений музыки: жизнь и творчество Рихарда Вагнера

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера,
    следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.
  • Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.
  • По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям

Вильгельм Рихард Вагнер – немецкий драматический композитор и теоретик, театральный директор, дирижер, полемист, ставший известным благодаря своим операм, которые оказали революционное влияние на западную музыку. Среди главных его работ – «Летучий голландец» (1843 г.), «Тангейзер» (1845 г.), «Лоэнгрин» (1850 г.), «Тристан и Изольда» (1865 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (1869-1876 гг.).

Последние годы жизни и смерть

В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.

Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

  • Влияние нтр на машиностроение кратко

      

  • Теракт в норвегии 22 июля 2011 кратко

      

  • Главные достопримечательности кубы кратко

      

  • Попытки осуществления экономических реформ в ссср в 1964 1984 гг кратко

      

  • Отопление вентиляция и кондиционирование воздуха кратко

Рихард Вагнер: краткая биография и творчество

Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, в скромной семье. Его отец умер вскоре после рождения сына, и в течение года его мать вышла замуж за Людвига Гейера. Неизвестно, был ли последний, странствующий актер, фактическим отцом мальчика. Музыкальное образование Вагнера было случайным, пока ему не исполнилось 18, когда он год проучился у Теодора Вайнлига в Лейпциге. Он начал свою карьеру в 1833 году в качестве хорового дирижера в Вюрцбурге и написал свои ранние произведения, сделанные в подражание немецким романтическим композициям. В это время его главным идолом был Бетховен.

Вагнер написал свою первую оперу «Феи» в 1833 году, но она была поставлена только после смерти композитора. Он был музыкальным руководителем театра в Магдебурге с 1834 по 1836 год, где его следующая работа, «Запретная любовь» по мотивам шекспировской «Меры за меру», была поставлена в 1836 году. Опера потерпела полное фиаско и сделала театр банкротом. Впрочем, финансовыми проблемами композитора полна вся его биография. Рихард Вагнер в том же году в Кенигсберге женился на Минне Планнер, певице и актрисе, принимавшей активное участие в провинциальной театральной жизни. Через несколько месяцев он принял пост музыкального руководителя городского театра, который, правда, вскоре также обанкротился.

Продолжение скитаний

Получив политическую амнистию, Вагнер безуспешно пытается найти работу на родине, его скитания продолжаются. Чтобы иметь средства к существованию, он много выступает как дирижер. Так, например, огромный успех имели его концер­ты в России (в Москве и Петербурге), в которых прозвучали симфонии Бетховена и симфонические эпизоды вагнеровских опер. Вместе с тем, дела с постановками вагнеровских произведений на сценах оперных театров не реализуются («Тангейзер» скандально провалился, когда Вагнер пытался его поставить в Париже; драма «Тристан и Изольда» после 77 репетиций в Венском театре была признана неиспол­нимой).

Удивительно, что именно в эту тяжелейшую для композитора пору создается самое оптимистичное его творение – «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сюжет, заимствованный из жизни средневековых ремесленников, обусловил тесную связь с народной немецкой песенной культурой.

Плодотворная работа

Рихард Вагнер самые известные произведения написал между 1850 и 1865 годами – им он обязан своей репутацией сегодня. Композитор намеренно уклонялся от текущей работы, чтобы создавать эпический цикл такого масштаба, на который до него никто не посягал. В 1851 году Вагнер написал либретто к «Молодому Зигфриду», позже названному «Зигфрид», чтобы подготовить почву для «Сумерков Богов». Он понял, что для обоснования своей другой работы, помимо этой, ему потребуется написать еще две драмы, и к концу 1851 г. Вагнер набросал оставшийся текст для «Кольца». Он закончил «Золото Рейна» в 1852 г. после пересмотра либретто к «Валькирии».

В 1853 году композитор официально приступил к сочинению «Золота Рейна». Оркестровка была завершена в 1854-м. Следующая работа, за которую серьезно взялся Рихард Вагнер, «Валькирия», была закончена в 1856-м. В это время он начал подумывать о написании «Тристана и Изольды». В 1857 г. второй акт «Зигфрида» был завершен и композитор всецело погрузился в сочинение «Тристана». Эта работа была закончена в 1859 г., но премьера ее состоялась только в 1865 г. в Мюнхене.

Философия тетралогии

«Кольцо Нибелунгов» занимает центральное место в творчестве Вагнера. Здесь он хотел представить новые идеи морали и человеческой деятельности, которые бы полностью изменили ход истории. Он представлял мир свободным от преклонения перед сверхъестественным рабством, которое, как он считал, оказывало негативное влияние на западную цивилизацию от Древней Греции до наших дней. Вагнер также считал истоком всей человеческой деятельности страх, от которого следовало избавиться, чтобы человек смог зажить совершенной жизнью. В «Кольце Нибелунгов» он попытался изложить нормы для высших людей, существ, которые будут доминировать над теми, кому повезло меньше. В свою очередь, по его мнению, простые смертные должны признать собственный низкий статус и уступить великолепию идеального героя. Осложнения, сопутствующие поиску моральной и расовой чистоты, являются неотъемлемой частью замысла, который вынашивал Рихард Вагнер.

Произведения композитора исполнены верой в то, что только полное погружение в чувственный опыт может освободить человека от ограничений, налагаемых рациональностью. Каким бы ценным ни был интеллект, разумная жизнь рассматривается Вагнером как препятствие на пути достижения человеком наиболее полной осознанности. Только тогда, когда идеальный мужчина и идеальная женщина сойдутся вместе, может быть создан трансцендентальный героический образ. Зигфрид и Брунгильда стали непобедимы после того, как подчинились друг другу; врозь они перестают быть совершенными.

В мифическом мире Вагнера нет места милосердию и идеализму. Совершенные ликуют только друг в друге. Все люди должны признать превосходство некоторых существ, а затем поклониться их воле. Человек может искать свою судьбу, но он должен подчиниться воле высших, если их пути пересекаются. В «Кольце Нибелунгов» Вагнер хотел повернуться спиной к цивилизации, унаследованной от эллино-иудейско-христианского мира. Он желал бы видеть мир, где доминирует сила и дикость, воспетая в скандинавских сагах. Последствия такой философии для будущего Германии стали катастрофическими.

Вагнер – ученик Фауста из знаменитой поэмы Гете

Вагнер — кабинетный ученый, книжный червь, которому недоступен полет мысли Фауста. Персонаж поэмы Гете «Фауст» (1808, 1832).

Многолетние творческие поиски и жизненный опыт великого литератора Иоганна Вольфганга Гете воплотились в его трагедии «Фауст», произведении которое мастер слова писал всю жизнь. Раскрывая образ главного героя, автор решает основной вопрос мучающий человечество — в чём смысл жизни? Но без побочных героев и антиподов развернуть персонажа литературного труда невозможно

Вагнер — один из второстепенных персонажей, но важность его для раскрытия идеи автора неоценима

Личная жизнь

На про­тя­же­нии всей сво­ей био­гра­фии Ваг­нер при­вя­зы­вал­ся ко мно­гим жен­щи­нам. Но самую глав­ную роль в его био­гра­фии сыг­ра­ли трое.

Пер­вая — Мин­на Плей­нер, эффект­ная актри­са. В 1836 году пара поже­ни­лась. Одна­ко ее семей­ную жизнь труд­но было назвать счаст­ли­вой. Жена была подав­ле­на ​​посто­ян­ны­ми пере­ез­да­ми и без­де­не­жьем. А когда в 1849 году Ваг­нер бежал из стра­ны под угро­зой аре­ста, их отно­ше­ния фак­ти­че­ски прекратились.

Пер­вая жена Ваг­не­ра Мин­на Планер 

В Цюри­хе ком­по­зи­тор позна­ко­мил­ся с Матиль­дой Везен­донк, кото­рая ста­ла его новой избран­ни­цей и музой. Одна­ко никто не может точ­но ска­зать, какие у них были отно­ше­ния, даже по про­ше­ствии мно­гих лет.

Рихард Ваг­нер игра­ет Матиль­ду Везендонк 

В нача­ле 1960‑х Ваг­нер позна­ко­мил­ся с Кози­мой, доче­рью Ферен­ца Листа. На тот момент она была заму­жем, но это не оста­но­ви­ло ком­по­зи­то­ра. Жен­щи­на и музы­кант жили тай­но, ста­ра­ясь не афи­ши­ро­вать свои отно­ше­ния. Но это было не так. Очень ско­ро стал изве­стен факт супру­же­ской неверности.

Ком­по­зи­тор с женой Кози­мой Ваг­нер и сыном Зигфридом 

Кози­ме уда­лось раз­ве­стись толь­ко в 70‑х годах Пара поже­ни­лась прак­ти­че­ски сра­зу. На тот момент у пары уже было трое детей: сын Зиг­ф­рид, а так­же доче­ри Изоль­да и Ева фон Бюлов (послед­няя была заре­ги­стри­ро­ва­на под име­нем тогдаш­ней закон­ной жены Козимы).

Философия других опер

В «Тристане» Вагнер полностью изменил свой подход, развитый им в «Кольце Нибелунгов». Вместо этого, он исследовал темную сторону любви, чтобы погрузиться в глубины негативного опыта. Тристан и Изольда, раскрепощенные, а не обреченный любовным зельем, который они выпили, охотно разрушают королевство, чтобы любить и жить; чувственная сила любви рассматривается здесь как разрушительная, и стиль музыкальной хроматики и подавляющая оркестровая пульсация идеально подходят для донесения посыла драмы.

Самовлюбленность Вагнера, который не был терпим ко всем, кроме слепых к его недостаткам, вышла на первый план в «Мейстерзингере». Рассказ о молодом герое-певце, покоряющем старый порядок и привносящем новый, более захватывающий стиль в связанное традициями общество Нюрнберга – это сказка о «Кольце» в несколько ином облике. Вагнер открыто говорил о том, что «Тристан» является «Кольцом» в миниатюре. Очевидно, в «Мейстерзингере» композитор идентифицирует себя с мессианской фигурой молодого немецкого поэта и певца, выигравшего приз и, наконец, принятого лидером нового общества – здесь тесно переплелись вымысел автора и его биография. Рихард Вагнер в «Парсифале» еще более интенсивно отождествляет себя с героем-спасителем, искупителем мира. Таинства, воспеваемые в опере, уготованы во славу самого автора, а не для какого-либо бога.

Оперы 40-х годов

Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе:

Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера – то, что они постепенно готовили его оперную реформу. 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора – периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.

Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.

Anti-Semitism and Nazi appropriation

During the 20th century, the public perception of Wagner increasingly centered on his anti-semitism, largely due to the appropriation of his music by Nazi Germany.

Wagner promulgated many anti-semitic views over the course of his life, through both conversation and numerous writings. He frequently accused Jews, and in particular Jewish musicians, of being a harmful foreign element in Germany, and called for the abandonment of Jewish culture and their assimilation into German culture. Some scholars have argued that his operas also contain hidden anti-Semitic messages, but this claim is disputed.

Wagner’s first and most controversial anti-Semitic essay was ‘Das Judenthum in der Musik’, originally published in 1850 in the Neue Zeitschrift under the pen-name ‘K. Freigedenk’ (‘free thought’). The essay purported to explain ‘popular dislike’ of the music of Jewish composers such as Wagner’s contemporaries, Felix Mendelssohn and Giacomo Meyerbeer. Wagner wrote that the German people were repelled by Jews due to their alien appearance and behavior — ‘freaks of Nature’ blabbering in ‘creaking, squeaking, buzzing’ voices — so that ‘with all our speaking and writing in favour of the Jews’ emancipation, we always felt instinctively repelled by any actual, operative contact with them.’ He argued that Jewish musicians were only capable of producing music that was shallow and artificial, a parroting of true music, for they had no connection to ‘the genuine spirit of the Folk’. In the conclusion to the essay, he wrote of the Jews that ‘only one thing can redeem you from the burden of your curse: the redemption of Ahasuerus – going under!’ Although has been taken to mean actual physical annihilation, in the context of the essay it refers to the eradication of Judaism and the conversion of Jews to Christianity; in essence he called for the complete assimilation of the Jews into mainstream German culture.

The initial publication of the article attracted little attention, but Wagner republished it as a pamphlet under his own name in 1869, leading to several public protests at performances of Die Meistersinger.

Wagner attacked the Jews in several other essays. In ‘What is German?’ (1878), for example, he wrote that

The Jew… took German intellectual labour into his own hands; and thus we see an odious travesty of the German spirit upheld to-day before the German Folk, as its imputed likeness. It is to be feared, ere long the nation may really take this simulacrum for its mirrored image: then one of the finest natural dispositions in all the human race were done to death, perchance for ever.

In spite of his anti-Semitic writings, Wagner had an extensive network of Jewish friends and colleagues. The most notable of these was Hermann Levi, a practicing Jew whom Wagner chose to conduct the premiere of Parsifal, his last opera. Initially, Wagner wanted Levi to become baptized before conducting Parsifal, presumably due to the religious content of the opera, but he later dropped the issue. Levi maintained a close friendship with Wagner, and was asked to be a pallbearer at the composer’s funeral.

After Wagner’s death in 1883, Bayreuth became a meeting place for a group of extreme right-wing Wagner fans that came to be known as the Bayreuth circle, endorsed by Cosima, who was much more anti-Semitic than Richard. After the death of Cosima and Siegfried Wagner in 1930, the operation of the Festival fell to Siegfried’s widow Winifred, who was a personal friend of Adolf Hitler, a fan of Wagner’s music. The Nazis frequently played Wagner during their rallies. Certain scholars have argued that Wagner’s views, particularly his anti-Semitism, influenced the Nazis, but these claims remain controversial. Many aspects of Wagner’s worldview would certainly have been unappealing to the Nazis, such as his pacifism and calls for assimilation.

Due to the Nazi association, Wagner’s works have not been publicly performed in the modern state of Israel. Although they are commonly broadcast on government-owned radio and television stations, attempts at staging public performances have been halted by protests, especially by Holocaust survivors. For instance, after Daniel Barenboim conducted a passage from Tristan and Isolde as an encore at the 2001 Israel Festival, a parliamentary committee urged a boycott of the conductor, and an initially scheduled performance of Die Walkьre had to be withdrawn.

Смерть композитора

В кон­це жиз­ни музы­кант мно­го думал, гото­вил фило­соф­ские тру­ды и очер­ки об искус­стве. Завер­ша­ю­щим про­из­ве­де­ни­ем ста­ла опе­ра Ваг­не­ра «Пар­си­фаль», пре­крас­но отра­зив­шая душев­ное состо­я­ние ком­по­зи­то­ра и его внут­рен­ний мир на поро­ге смерти.

Слу­шать Wagner: Parsifal — Metropolitan Opera Orchestra на Яндекс.Музыке

В нача­ле 1980‑х у музы­кан­та воз­ник­ли серьез­ные про­бле­мы с серд­цем. Затем после­до­ва­ла серия сер­деч­ных при­сту­пов. Рихард Ваг­нер скон­чал­ся от сер­деч­но­го при­сту­па 13 фев­ра­ля 1883 года. Ком­по­зи­тор похо­ро­нен перед сво­ей вил­лой в Бай­рой­те (Гер­ма­ния), непо­да­ле­ку, 37 лет спу­стя похо­ро­не­на и его жена Кози­ма Вагнер.

Early Life

Wilhelm Richard Wagner was born on May 22, 1813, in Leipzig, Germany. Wagner’s parentage is uncertain: He is either the son of police actuary Friedrich Wagner, who died soon after Richard was born, or the son of the man he called his stepfather, the painter, actor and poet Ludwig Geyer (whom his mother married in August 1814).

As a young boy, Wagner attended school in Dresden, Germany. He did not show aptitude in music and, in fact, his teacher said he would “torture the piano in a most abominable fashion.” But he was ambitious from a young age. When he was 11 years old, he wrote his first drama. By age 16, he was writing musical compositions. Young Wagner was so confident that some people considered him conceited.

The New York Times would later write in its obituary of the famous composer, “In the face of mortifying failures and discouragements, he apparently never lost confidence in himself.”

Парижский кризис

В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж, однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци» и увертюра «Фауст».

Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:

  • он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
  • Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену»). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.
Like this post? Please share to your friends: