Музыкальный гений: Рихард Вагнер

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.

Могила Рихарда Вагнера

Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка. Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы

Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков. Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш

Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал. С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех. Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

Признанные Работы

Вагнер учился в Лейпцигском университете в 1831 году, и его первая симфония была исполнена в 1833 году. Он был вдохновлен Людвигом ван Бетховеном и, в частности, Девятой симфонией Бетховена , которую Вагнер назвал «тем мистическим источником моих самых высоких экстазов». В следующем году, в 1834 году, Вагнер присоединился к Вюрцбургскому театру в качестве хорового мастера и написал текст и музыку своей первой оперы « Die Feen» ( «Феи» ), которая не была поставлена.

В 1836 году Вагнер женился на певице и актрисе Минне Планер. Вскоре пара переехала в Кенигсберг, где Вагнер занял должность музыкального директора в Магдебургском театре. Там же, в 1836 году, был выпущен Das Liebesverbot , где Вагнер писал и тексты, и музыку. Он назвал свою концепцию «Gesamtunkstwerk» (общее произведение искусства) — метод, который он часто использовал, для переплетения немецких мифов с большими темами о любви и искуплении.

Переехав в 1837 году в Ригу, Россия, Вагнер стал первым музыкальным руководителем театра и начал работу над своей следующей оперой « Риенци» . Перед тем как закончить Риенци , Вагнер и Минна покинули Ригу, спасаясь от кредиторов, в 1839 году. Они прыгнули на корабль в Лондон, а затем отправились в Париж, где Вагнер был вынужден взять любую работу, какую он мог найти, включая написание музыки для водевиля для небольших театров. , Вагнер был частью квазиреволюционного движения «Молодая Германия», и его левая политика была отражена в Риенци; не в силах продюсировать Риенци в Париже, он отправил партитуру в придворный театр в Дрездене, Германия, где он был принят. В 1842 году Вагнеровский Риенци, политическая опера, установленная в имперском Риме, премьера в Дрездене с большим успехом.

В следующем году «Летучий голландец» был выпущен к критике. К тому времени считавшийся большим талантом, Вагнер получил прусский орден Красного орла и был назначен директором Дрезденской оперы. В 1845 году Вагнер закончил Тангейзер и начал работать над Лоэнгрином . В 1848 году во время подготовки к производству « Лоэнгрина» в Дрездене произошла революционная вспышка в Саксонии, и Вагнер, который всегда был политически активным, бежал в Цюрих.

Не имея возможности въехать в Германию в течение следующих 11 лет из-за своих политических позиций, Вагнер написал общеизвестно антисемитское еврейство в музыке , а также другие критические замечания против евреев, композиторов, дирижеров, авторов и критиков. Он также написал « Оперу и драму» и начал разрабатывать то, что станет его знаменитым кольцевым циклом, который состоял из четырех отдельных опер, связанных лейтмотивами, или повторяющихся музыкальных тем, которые связывают элементы сюжета.

Кольцевой цикл опередил свое время в том, что он объединил литературу, визуальные элементы и музыку таким образом, чтобы предвидеть будущее фильма. Композиторы фильмов, включая Джона Уильямса, были вдохновлены использованием лейтмотивами Вагнера. Его работы позже повлияли бы на современные достижения в фильмах, в том числе в фильмах о Гарри Поттере и Властелине колец .

После встречи и влюбления в Матильду Везендонк, жену Отто Везендонка, Вагнер вдохновился на написание Тристана и Изольды . Его интерес к Везендонку в сочетании с другими событиями в его жизни привел к его разлуке с женой Минной.

В 1862 году Вагнер наконец смог вернуться в Германию. Король Людвиг II, поклонник творчества Вагнера, пригласил Вагнера поселиться в Баварии, недалеко от Мюнхена, и оказал ему финансовую поддержку. Вагнер ненадолго задержался в Баварии, когда выяснилось, что у него роман с Козимой, женой дирижера Ханса ван Бюлова и внебрачной дочерью Франца Листа. Бюлов, который, по-видимому, потворствовал делу, направил Тристана и Изольду в 1865 году. У Вагнера и Козимы было двое детей вместе, прежде чем они наконец поженились в 1870 году.

Первые две оперы «Кольцевого цикла» , « Das Rheingold» и « Die Walk Walk» , были представлены в Мюнхене в 1869 и 1870 годах. «Кольцевой цикл» был окончательно исполнен полностью — все 18 часов — в 1876 году. Вагнер завершил свою последнюю оперу « Парсифаль» в Январь 1882 года, и он был исполнен на фестивале в Байройте в том же году.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Вольфганг Амадей Моцарт

Открывает наш список известных композиторов австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, создавший серию опер, концертов, симфоний и сонат, которые глубоко повлияли на всю классическую музыку .

Музыкант славился своим трудолюбием. Так, однажды, за пять недель он дал 22 концерта, 5 из которых спродюсировал сам. На его выступлениях часто был аншлаг, потому как сам Моцарт обладал уникальной связью с аудиторией, которой, по словам его биографа Мейнарда Соломона, «была предоставлена ​​возможность стать свидетелями трансформации и совершенствования основного музыкального жанра» .

Кто знает, достиг бы Вольфганг таких высот и славы, если бы не его упорство, а также требовательность и целеустремленность его отца, который занимался музыкальным воспитанием сына. Так или иначе, ключом к успеху в любом деле является многолетняя практика, наполненная интенсивными тренировками и занятиями. Но достижение любой цели начинается с маленьких шагов. Так, например, уже сегодня вы можете пройти наш курс по музыкальной грамотности, чтобы определить для себя правильный вектор движения в будущем.

Несмотря на большую популярность и славу, со временем финансовое состояние Моцарта стало ухудшаться. Он стал меньше выступать, а потому его доход упал. Вскоре он начал занимать деньги у друзей.

Музыкант давал концерты, пытаясь восстановить финансовое положение семьи. Двухлетний период 1788-1789 годов стал для Моцарта низшей точкой, во время которой он испытывал депрессию. Историки считают, что композитор мог страдать биполярным расстройством личности, что могло бы объяснить периоды истерии в сочетании с приступами лихорадочного творчества .

Так, например, после двухлетней депрессии Моцарт в последующие 2 года пережил период большой музыкальной продуктивности и личного исцеления. Он смог возродить свою популярность, а его финансовое положение, наконец, начало улучшаться.

Моцарт умер 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет – достаточно раннем даже для того времени. На момент смерти Моцарт считался одним из величайших композиторов всех времен. Его музыка представляла собой смелое выражение, часто сложное и противоречивое, и требовала высокого технического мастерства от исполнителя .

Хронология композиторов классической музыки

В этом посте мы собрали хронологию композиторов классической музыки, в которой представлены некоторые из самых влиятельных композиторов в истории. От Баха до Бетховена, от Дюфэ до Веберна эти композиторы внесли большой вклад в современную музыку и часто считаются одними из лучших за все время.

Классическая музыка существует уже много веков и сильно изменилась с момента своего скромного зарождения в эпоху средневековья. Интересно проследить ее историю и увидеть, как каждое поколение влияло на ее развитие на всем пути от монофонического григорианского пения до сериализма и далее.

Вкратце отметим, что некоторые из этих композиторов охватывают несколько музыкальных эпох, и поэтому мы сделали все возможное, чтобы классифицировать их, хотя они легко могут принадлежать к нескольким!

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим. Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить. Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова. На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения. Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии

На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины. Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына

Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой

Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться

Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.

События и факты

  • Очень любил своего отчима. В рабочем кабинете до конца дней висел его портрет.
  • Вагнер находил сходство между младшим сыном и отчимом. Он подозревал, что является его ребенком, так как Гейер был другом семьи Вагнеров еще до смерти отца.
  • Овладел многими творческими профессиями: хормейстер, капельмейстер, дирижер, постановщик.
  • Первая жена была на 4 года старше, немузыкальная натура, занималась творчеством только ради средств для существования. Терпела ревность мужа, хотя сам всю совместную жизнь заводил романы.
  • Имел многочисленные долговые обязательства. Занятые средства тратил на организацию концертов, оплату выступлений известных артистов. Некоторые кредиторы подавали в суд. Одно время Вагнер активно скрывался от них.
  • Создал проект театра в Баварии. Здание было построено с тщательно продуманной акустической системой. Молодой король заплатил еще и долги композитора. Потом оказывал большую финансовую поддержку многим проектам композитора.
  • Создал 13 опер, около 20 томов мемуарных статей.
  • Длительность монологов в его опере о любви Тристана и Изольды самая большая в мире: 45 минут. Считается, что с этого началось рождение новой оперы.
  • Был невысокого роста, не отличался внешними данными, но всегда слыл любимцем женщин.
  • Бывший муж второй молодой жены Вагнера шумно разбирался с композитором и добился выселения влюбленных за границу Баварии.
  • Обвенчался с Козимой только после смерти законной жены Минны.
  • Примечательно, что его потомки – родственники двух знаменитых композиторов: Вагнера и Листа. Дети у него родились только после 57 лет от брака с дочерью Листа.
  • Фестиваль музыки в честь Вагнера финансировал Гитлер. Вдова сына композитора Зигфрида была очень дружна с нацистским главарем. Он поддерживал ее детей, внуков знаменитого композитора.
  • Этот музыкальный форум проходит на немецкой земле и в сейчас. Его активно поддерживает руководитель страны, любительница музыки Вагнера.
  • В городах Германии установили 3 памятника великому композитору. Его имя носит кратер, улицы во многих странах Европы. Есть многочисленные скульптуры разных цветов в немецком городке. Выпустили медаль и марку с изображением Рихарда.

Эпоха барокко (1600-1750)

Эпоха барокко пришлась примерно на 1600-1750 годы нашей эры, и за это время многое изменилось в плане написания музыки.

Музыка стала намного более драматичной, с большим использованием динамики и контраста с большим количеством музыкальных украшений.

Он также стал свидетелем рождения некоторых новых музыкальных форм, таких как опера, концерты, сонаты, оратории и многое другое.

Ниже приведены некоторые из известных композиторов эпохи барокко:

  • Иероним Преиториус (1560-1629)
  • Джон Доуленд (1563-1626)
  • Frei Manuel Cardoso (1566-1650)
  • Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567-1643)
  • Томас Симпсон (1582-1628)
  • Преторио Франческини (1650-1680)
  • Arcangelo Corelli (1653-1713)
  • Генри Перселл (1659-1695)
  • Alessandro Scarlatti (1660-1725)
  • Томазо Альбинони (1671-1750)
  • Антонио Вивальди (1678-1741)
  • Georg Philipp Telemann (1681-1767)
  • Жан Филипп Рамо (1683-1764)
  • Джузеппе Маттео Альберти  (1685-1751)
  • Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Доменико Скарлатти (1685-1757)
  • Иоганн Фридрих Фаш (1688-1758)
  • Жан-Жак-Кристоф Наудо (1690-1762)
  • Johann Adolph Hasse (1699-1783)

Кто такой Вагнер?

Где же родился Вильгельм Рихард Вагнер? Это произошло 22 мая 1813 года в Германии. Он стал одним из самых влиятельных и противоречивых композиторов в мире, известный как своими эпическими операми, так и своими антисемитскими произведениями, которые посмертно сделали его фаворитом Адольфа Гитлера.

Есть свидетельства того, что музыка Вагнера игралась в концентрационном лагере Дахау, чтобы «перевоспитать» заключенных. У Вагнера была бурная любовная жизнь, в которой было несколько скандальных дел. Он начал свою карьеру в 1833 году в качестве хорового директора в Вюрцбурге и сочинил свои ранние работы в подражание немецким романтическим композициям. Бетховен был его главным кумиром в это время.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах – известный композитор, чьи произведения покорили миллионы людей по всему миру .

Бах, как и его современники, широко использовал словесную живопись, чтобы подчеркнуть значение слов в музыкальном плане. В своих произведениях он обращался к очень разнообразной аудитории: среди его слушателей были представители духовенства, купцы, обычные горожане и профессора выдающегося Лейпцигского университета .

Работы Иоганна Себастьяна отличались головокружительным разнообразием. Он сочинял не только вокальные и клавишные произведения, но и инструментальные композиции.

Бах очень часто конфликтовал со своим начальством и даже провел некоторое время в тюрьме за неподчинение. Он постоянно чувствовал, что работодатели его не поддерживают и недооценивают, и славился своим сложным характером .

Композитор занимался внешним консультированием, часто хорошо оплачиваемым, по построению органов, сдавал в аренду музыкальные инструменты, сочинял и играл на похоронах и свадьбах, чтобы получить дополнительный доход. Он также писал пьесы, чтобы отметить дни рождения аристократических покровителей, реальных и будущих.

Удивительно, что, будучи первоклассным органистом, Бах в игре на скрипке отказывался от главных ролей и предпочитал играть партию альта.  По словам его сына Карла Филиппа Эммануэля, он чувствовал, что может лучше оценить равновесие, сидя в середине струнного хора .

Появившись в благоприятный момент в истории музыки, Бах смог исследовать и объединить основные стили, формы и национальные традиции, которые развивались в течение предыдущих поколений, и, в силу своего таланта, обогатить их все. Известный физик Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Вот что я скажу про Баха: слушайте его, играйте, любите, превозносите – и закройте свой рот».

Вагнер и женщины

В операх Вагнера женщина обычно – сильный и смелый персонаж, и ее задача спасти мужчину или искупить его вину. При этом сильна не любая женщина как отдельная личность, а та, которая любит так, что готова пожертвовать собой ради любимого.

В личной жизни рядом с композитором также были сильные и преданные женщины. Он привлекал противоположный пол, несмотря на то, что был некрасив, невысокого роста – 166 сантиметров, не обладал никакими титулами и постоянно нуждался в деньгах. Ему приписывают множество любовных интрижек с артистками и поклонницами. Женат он был дважды. С первой женой – актрисой Минной Планер – Вагнер прожил почти 30 лет. Но она не смирилась с его любовными похождениями и не разделила его антисемитских взглядов, так что брак распался.

Вторая жена, Козима Бюлов, была моложе Вагнера на 24 года, и намного выше его ростом. Козима была умна и хорошо образована. Ради того, чтобы выйти замуж за Вагнера, ей пришлось развестись, а в браке с композитором она родила троих детей. Именно Козима после смерти Вагнера продолжила традицию проведения фестивалей и, по словам Свена Фридриха (Sven Friedrich), директора музея Рихарда Вагнера в Байройте, была “признана и почитаема патриархальным мужским миром”. Во время ее руководства в 1904 году в балетной сцене “Тангейзера” принимала участие знаменитая танцовщица Айседора Дункан.

Личные качества

Такой итог творческой жизни Вагнера ничего не говорит о необыкновенных сложностях в его личной жизни, которые, в свою очередь, оказывали влияние на его оперы. Он был поистине харизматической фигурой, преодолевшей все невзгоды. В Швейцарии композитор жил на пожертвования, которые получал с помощью удивительного коварства и умением манипулировать людьми. В частности, его благополучию способствовало семейство Везендонков, и Матильда Везендонк, одна из многочисленных любовниц Вагнера, вдохновила его на написание «Тристана».

Жизнь композитора после выезда из Саксонии была постоянной серией интриг, полемики, попыток преодолеть равнодушие мира, поисков идеальной женщины, достойной его любви, и идеального патрона, достойным получателем средств которого он мог бы стать. Козима фон Бюлов Лист стала ответом на его поиски совершенной женщины, угодливая и фанатично преданная его благополучию. Хотя Вагнер и Минна некоторое время жили отдельно, он не женился на Козиме до 1870 года, почти десять лет после смерти своей первой жены. На 30 лет младше своего мужа, Козима до конца жизни посвятила себя вагнеровскому театру в Байрейте. Умерла в 1930 г.

Идеальным патроном оказался Людвиг II, который буквально спас Вагнера от долговой тюрьмы и перевез композитора в Мюнхен с почти что карт-бланшем для жизни и творчества. Наследный принц Людвиг Баварский присутствовал на премьере «Лоэнгрина» в возрасте пятнадцати лет. Ему очень понравился Рихард Вагнер – слеза восторга не раз наворачивалась на глаза высокопоставленного почитателя таланта композитора во время выступления. Опера стала основой мира фантазий короля Баварии, в который он часто бежал в своей взрослой жизни. Его одержимость операми Вагнера привела к строительству различных сказочных замков. «Нойшванштайн», вероятно, является самым известным строением, вдохновленным произведениями немецкого композитора.

После своего спасения, однако, Вагнер повел себя настолько оскорбительно со слепо обожающим его молодым монархом, что через 2 года был вынужден бежать. Людвиг, несмотря на свое разочарование, остался верным сторонником композитора. Благодаря его великодушию в 1876 году стал возможен первый фестиваль представлений «Кольца Нибелунгов» в Байрейте.

Несговорчивый Вагнер был убежден в своем превосходстве, а с возрастом это стало его маниакальной идеей. Он был нетерпим к любым сомнениям, любому отказу принимать его и его творения. Все в его доме вращалось только вокруг него, и его требования к женам, любовницам, друзьям, музыкантам и благотворителям были непомерными. Например, Ганслик, выдающийся венский музыкальный критик, стал прообразом Бекмессера в «Мейстерзингерах».

Когда молодой философ Фридрих Ницше впервые встретился с Вагнером, он подумал, что нашел свой путь к богу, таким сияющим и мощным он ему казался. Позже Ницше понял, что композитор гораздо меньше, чем совершенная инкарнация сверхчеловека, каким тот представлялся ему, и с отвращением отвернулся. Вагнер так никогда и не простил Ницше его бегство.

Память

Почтовый конверт России, 2013 год

Оттмар Хёрль. Инсталляция к 200-летию Рихарда Вагнера. Байройт, Германия, 2013 год

  • Памятник в берлинском Большом Тиргартене (1903)
  • Памятник на мюнхенской площади Принцрегентенплац (1913)
  • Памятник на лейпцигском Ринге (2013)
  • К 50-летию со дня смерти Вагнера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль
  • В честь Вагнера назван кратер на Меркурии
  • Имя Вагнера носят улицы в городах Германии, Латвии и России.
  • Изображен на почтовых марках ГДР и СССР 1963 года
  • В 2013 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт
  • В 2013 году в честь 200-летия Вагнера немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль установил 500 разноцветных скульптур Рихарда Вагнера в Байройте, Германия

Людовико Эйнауди

Список великих композиторов продолжает один из популярнейших музыкантов 21 века – Людовико Эйнауди. В течение многих лет его приглушенная фортепианная музыка, звучавшая в качестве саундтреков к телешоу и рекламе, проникала в коллективное сознание, в то время как кроткий итальянец, стоящий за ней, оставался вне поля зрения.

Пожалуй, открытую популярность композитор приобрел после выхода фильма «1+1», музыку для которого он написал.

«Всю свою жизнь мое сердце было ближе к рок-н-роллу», – говорит Эйнауди. «Я думаю, что в классической музыке есть жесткость. И мне это не очень нравится» . Тем не менее его музыка не кажется особенно бунтарской – совсем наоборот. Его новый альбом, очень мягкий, спокойный и успокаивающий, родился из часов, проведенных в библиотеках по всей Италии за чтением греческой философии.

Среди поклонников творчества композитора большое количество молодых людей. По мнению Эйнауди, это вызвано тем, что он пытается использовать те же чувства радости, потери, желания и разочарования, которые любой может найти даже в самых сдержанных народных песнях.

«Концерт может стать коллективной медитацией. Когда он идет хорошо, я ощущаю это на сцене. Каждый в толпе может найти свое место, и я чувствую своего рода эффект благотворительности», – говорит музыкант. «Помню, в Вероне ко мне подошла молодая женщина, работавшая в театре, с мокрыми глазами – это было важнее всего остального! Потому что я мог видеть связь между тем, что я хотел сказать своей музыкой, и тем, как она это чувствовала. Для меня это было фантастикой» .

Яркая, эмоциональная, легкая, лиричная и всегда в высшей степени утонченная музыка и исполнение Людовико Эйнауди за последние два десятилетия привлекают постоянно растущую аудиторию, разнообразие и преданность которой не имеют себе равных. Он выпустил серию альбомов, возглавляющих чарты, с продажами более миллиона копий, собирает самые престижные концертные залы по всему миру, сочинил серию отмеченных наградами композиций для фильмов, став при этом настоящим феноменом .

Джузеппе Верди

Итальянский композитор Джузеппе Верди начал свою карьеру в музыкальной индустрии в 1833 году, когда его наняли дирижером в филармонию. В то время он не только сочинял музыку, но и зарабатывал на жизнь, работая органистом.

Хотя он стал одним из самых известных композиторов Италии, на самом деле его окрестили французом. Всего через несколько дней после его рождения отец забрал его во Францию, после чего его имя было зарегистрировано как Жозеф Фортунин Франсуа. По словам современников, в то время клерк написал: «Так случилось, что для гражданского и светского мира Верди родился французом» .

О Верди известно и то, что он презирал политику. Считается, что некоторые из ранних опер Верди содержали скрытые послания, относящиеся к Рисорджименто – политическому и общественному движению, которое объединило государства итальянского полуострова в одну коллективную группу.

Несмотря на то, что музыка Верди не слишком интересовалась политической борьбой итальянского Рисорджименто, она вдохновляла его соотечественников, пробуждала их национальный дух. Скорее всего, Верди не намеревался транслировать подобные сообщения, но большое количество людей ухватилось за возможные политические интерпретации .

Даже в последние годы своей жизни Верди не утратил умения ставить высоко оцененные, богато построенные оперы. «Отелло» 1887 года был показательным примером, произведением искусства, которое рассказывало историю великой трагедии и эмоций через яркую характеристику и вызывающую воспоминания мелодию .

Верди умер 27 января 1901 года в Милане. За свою карьеру он сочинил и поставил более 25 опер, в том числе «Травиату», «Фальстаф» и «Аиду», и он по сей день считается одним из величайших композиторов в истории. Кроме того, его произведения исполнялись чаще среди всех остальных композиторов во всем мире .

[править] Отношения с евреями

Вагнер известен как убеждённый антисемит. Свои подозрения и нападки против евреев Вагнер публиковал в разных сочинениях (например, «Modern», 1878; «Erkenne dich selbst», 1881; «Heldentum und Christentum», 1881, «Das Judentum in der Musik», 1850). Чем была вызвана юдофобия Вагнера, был ли его антисемитизм перфомансом или реальной ненавистью, трудно сказать. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что Вагнер в первую очередь упрекал евреев за якобы чуждый ему «эгоизм».

Во всяком случае, известно, что евреи как раз оказывали помощь Вагнеру. Например, в 1839−1842 годах в Париже Жак Галеви, Генрих Гейне и Джакомо Мейербер оказывали Вагнеру, тогда почти никому неизвестному музыканту, поддержку (в частности, Джакомо Мейербер рекомендовал Вагнера как корреспондента в «Газет мюзикаль де Пари», поручил выполнить ряд музыкальных аранжировок, в том числе двух опер Жака Галеви, познакомил с издателем нот — евреем М. Шлезингером, ставшим покровителем Вагнера, и пр.), что не помешало Вагнеру впоследствии по антисемитским мотивам нападать на них с крайне грубыми обвинениями, хотя в своих мемуарах «Моя жизнь» он всё же писал: «Мейербер был единственной моей опорой… Ему я обязан постановкой „Летучего голландца“ в берлинском Придворном театре»; Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона говорит об этом так:

Правда, Вагнер находился в дружеских отношениях с евреем-фабрикантом Бернгардом Лезером, который был вагнеристом, одним из первых основателей «Общества Вагнера» и Байрейтского театра. Также некоторые считают, что еврейкой была первая жена Вагнера Минна Планер, на чём основано это мнение неизвестно, Английская Википедия нечего не говорит о еврейском происхождении Планер; брак был неудачным.

Главным антисемитским памфлетом Вагнера стала брошюра «Das Judentum in der Musik» (1850, «Еврейство в музыке», русский перевод — 1908). Здесь Вагнер обвинял евреев в притеснении немцев и захвате культуры, а также в подражательстве.

«Еврейскую проблему» Вагнер призывал решать по-видимому при помощи их ассимиляции: «Для еврея сделаться человеком значит, прежде всего, перестать быть евреем», а возможно и их депортации из Европы или даже уничтожения — именно он выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса — потребовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы.

В своих последующих трудах, таких как «Познай самого себя» (1881) и «Героизм и христианство» (1881) Вагнер заявлял о господстве евреев в экономической и культурной жизни Германии.

В 1881 году написал баварскому королю Людвигу II:

Выступил категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал Герман Леви, но ввиду того, что это был выбор короля (Леви являлся одним из лучших дирижёров своего времени), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился, но тот отказался.

Like this post? Please share to your friends: